Как запоминать информацию: подборка полезных материалов

Как наш мозг запоминает информацию

Мы получаем информацию благодаря сенсорным чувствам – слуху, зрению, вкусу, обонянию и осязанию. Они помогают собирать данные, то есть воспринимать их. Сразу после восприятия информации мы начинаем ее запоминать. Происходит это в 2 этапа:

  1. Попадание данных в кратковременную память, где она хранится несколько секунд.
  2. Попадание данных в долговременную память, где она может храниться от нескольких минут до многих лет.

В процессе передачи информации от восприятия до кратковременной памяти важную роль играет внимание – от него зависит объем данных, который мы сможем запомнить. Из кратковременной памяти информация переходит в долговременную при помощи повторения или ассоциаций

Последние имеют особое значение, так как все имеющиеся в памяти концепции мы связываем между собой до тех пор, пока они не образуют некоторую схему

Из кратковременной памяти информация переходит в долговременную при помощи повторения или ассоциаций. Последние имеют особое значение, так как все имеющиеся в памяти концепции мы связываем между собой до тех пор, пока они не образуют некоторую схему.

Наиболее эффективный метод запоминания – это ассоциации. Если нам не с чем ассоциировать информацию, то мы должны повторять ее до запоминания. Какова вероятность того, что мы вспомним выученные данные? Это зависит от близости имеющихся ассоциаций, свежести полученной информации и частота ее воспоминания.

Важны и стимулы, которые вызывают определенные воспоминания в нашем мозге – это визуальные образы, звуки, запахи, тактильные ощущения и тому подобное.

Настройтесь

Пожалуй, нет ничего хуже, когда человек думает о себе в негативных тонах: «Я никогда с этим не справлюсь», «Для меня невозможно это запомнить», «У меня не получится выучить такой сложный доклад». Используйте только позитивные утверждения, программируя свой мозг на работу и результат.

Зная пять секретов памяти, можно без труда научиться запоминать действительно сложные и разносторонние материалы. Кроме того, существует множество интересных и естественных для человека способов тренировки памяти и закрепления необходимых объектов запоминания, о которых Екатерина Додонова также детально рассказывает в своей книге .

Приятного чтения и отличной вам памяти!

Corbis/Fotosa.ru

Согласитесь, в попытках выучить двадцать французских слов или речь для защиты диплома, или теорию вождения мы обычно прибегаем к классическим методам: положить книгу под подушку, перечитывать один и тот же абзац до кровавых слез, заклеить все жилое пространство дурацкими бумажками. Часто все они оказываются бесполезными. Но наука запоминания ими далеко не исчерпывается. Да-да, именно наука! «Не стоит опускать руки и думать, что именно у вас память плохая, — утверждает Марк Шид, коуч, автор блога Productivity Lessons. — Изначально вводные данные у всех более-менее одинаковые. Секрет в том, чтобы научиться запоминать, подобрав методику, которая подойдет именно вам». Я подобрала несколько самых интересных способов — рекомендую испробовать их все!

С помощью какой техники лучше всего запоминать?

Специалисты выделяют несколько самых удобных методик для запоминания:

1. Придумайте к слову рифму, а к дате или словосочетанию синоним. Чем проще и глупее будет синоним, тем лучше вы сможете запомнить информацию. Еще один важный совет — выбирать популярный синоним, который употребляете в повседневной речи. Таким образом вы сможете вспоминать о тексте чаще.

2. Из 3 первых букв создайте новую фразу. Если вам необходимо запомнить предложение, то возьмите из него первую букву у каждого слова и придумайте новое слово/словосочетание/предложение.

3. Постарайтесь связать полученную информацию с каким-то важным событием в вашей жизни или с повседневным бытом. К примеру, если на лекции преподаватель говорит полезный, но плохо запоминающийся материал, а в это же время у однокурсника несколько раз упала ручка или пенал, то свяжите 2 события в одно. Когда вы будете вспоминать материал, то перед глазами появится картинка, а в памяти отразится суть лекции.

4. Зацепка. Чтобы запомнить какую-либо дату, нужно представить ее цифры в виде животных. Развивайте сюжетную картинку и запомнить событие станет проще простого!

5. Техника Цицерона. Если человек занимается изучением иностранного языка, то это лучший способ запомнить материал. Проговаривайте вслух слова в определенной комнате (спальне, кухне, гостиной) и на момент сдачи постарайтесь оказаться в этой комнате в памяти, будто в ней вы и находитесь. Можно двигаться, рассматривать книги и открывать их. Вскоре память самостоятельно начнет воспроизводить слова.

Данные методики могут вызвать улыбку на вашем лице, но они очень эффективны и удобны для запоминания информации!

Простые правила запоминания

Для упрощения усвоения информации воспользуйтесь следующими советами и хитростями.

Ассоциации

Ассоциативное мышление поможет легко запомнить нужные данные. Его суть в привязывании новой информации к уже существующей в нашей памяти. Цепочка воспоминаний приведёт вас к тому, что вы запоминали.

На практике новую информацию можно связывать с чем-то похожим: словами, песней, мысленным образом и т.д. Например: восьмёрка похожа на перевёрнутые очки, самолёт на птицу, лампа на грушу, а каждого нового знакомого можно связать с каким-либо животным.

Точно также используются противоположные понятия: хотите запомнить объект чёрного цвета – подумайте о том, что чёрное – это противоположность белого.

По теме: Как улучшить свою память

Обращайте внимание на обстановку, в которой вы находитесь, когда запоминаете. Начиная вспоминать, где вы были, что видели и чувствовали, вы сможете вспомнить нужные данные

Лучшее время для запоминания – раннее утро

Повторение

Способность запоминать напрямую зависит от того, сколько раз мы повторим новую информацию. Но к этому нужно подходить с умом, используя приёмы повторения:

  • активное повторение;
  • пересказ.

Процесс активного повторения предполагает осмысление запоминаемой информации. То есть при каждом повторении старайтесь прокручивать в голове образы и ассоциации, отвечать на вопросы, связанные с запоминаемым материалом.

Пересказ используется, когда информацию не нужно запоминать дословно. В этом случае активизируется речевое мышление и в голове откладывается способ воспроизведения информации.

Записывание

Записывайте важную информацию. При этом разбивайте материал на отдельные элементы и выделяйте главные моменты. Не старайтесь переписать всё книжным языком – пересказывайте и записывайте своими словами.

Мозг вынужден обрабатывать записываемую информацию, благодаря чему она лучше закрепляется в памяти.

Рекомендуем: Правда ли, что мозг работает только на 10%

Разбивка на мелкие элементы и структурирование

Много нового материала практически невозможно запомнить одним блоком. Разбивайте материал на мелкие блоки, в каждом выделяя главные моменты: подчёркивания, раскрашивания, схемы и рисунки. Это эффективный способ, т.к. большинство людей настроены на визуальное восприятие.

Отличным примером является разбивка номера телефона, когда вместо +79191234567 записываем +7 (919) 123-45-67.

Мнемоника

Она помогает фиксировать в памяти большие блоки информации, которые зачастую логически не связанны между собой.

Выделим основные мнемонические приёмы:

  • Буквенный код. Образование фраз из первых букв. В пример возьмём фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» – по первым буквам можно быстро вспомнить все цвета радуги.
  • Ассоциации. В мнемонике основная ставка делается на создание ярких и необычных ассоциаций.
  • Рифмование. Чтобы запоминать информацию, можно составить рифмованные пары слов или даже небольшие стихотворения.
  • Созвучие. Этот метод отлично зарекомендовал себя в запоминании терминов и иностранных слов.
  • Метод Римской комнаты. Создайте в воображении комнату и расставляйте запоминаемые объекты в ней, связывая их с предметами интерьера. Чтобы что-то вспомнить, просто представьте эту комнату и найдите нужную информацию.

Применяйте новые знания на практике

Отличный вариант запомнить новое – подискутировать на эту тему, обговорить её с собеседниками. Проговаривая и прослушивая вновь изученную тему, вы сможете быстро и качественно запоминать информацию, которая пока еще является для вас новой.

Мотивация

Понимание и желание также являются важным стимулом к запоминанию. Если вы пытаетесь запомнить материал «через силу» без желания это сделать, у вас уйдет намного больше усилий и времени для запоминания.

Это пригодится: Как побороть свою лень

Поэтому перед тем, как приступить к запоминанию, убедите себя в том, что вам интересно это делать, постарайтесь вызвать желание выучить материал и подумайте о преимуществах, которые вы получите в результате. В этом случае у вас получится запомнить намного быстрее и эффективнее.

Чем полезнее и интереснее информация, тем её проще запомнить!

Технологии

У каждого под рукой всегда есть мобильный гаджет, который может быть отличным средством для хранения данных. В магазине приложений множество вариантов не только для структурированного ведения записей, но и для тренировки памяти.

Определение типа памяти

В обыденной жизни наблюдаются индивидуальные различия в области психических процессов. Одним из таких процессов и является хранение информации. Особенности процесса запоминания характеризуют личность, становясь ее свойствами, накладывают отпечаток на деятельность и поведение человека. В зависимости от того, какой анализатор преобладает в работе памяти, принято различать четыре ее типа:

  • слуховой;
  • зрительный;
  • двигательный;
  • смешанный.

Слуховой (звуковой или аудиальный) тип характеризуется высокой степенью запоминания и воспроизведения всевозможных звуков: музыки, произнесенных слов. Он важен при запоминании озвученной информации. Особое значение он приобретает в определенные периоды жизни. Слуховая память обеспечивает хорошую успеваемость школьников и студентов. Она необходима для успешной профессиональной деятельности композиторам, музыкантам, лингвистам.

Зрительная память — способность воспринимать, сохранять и воспроизводить визуальные образы. По мнению психологов, у людей с развитым зрительным типом хорошо развито воображение. Они способны «видеть» образы, даже после того как те исчезли из поля зрения. Особое значение этот тип памяти имеет для конструкторов, инженеров, художников, дизайнеров.

Двигательная (моторная) память характеризуется способностью запоминать и воспроизводить движения. Люди, обладающие ею, способны сохранять в памяти не только двигательные представления, но и их характеристики: амплитуду, быстроту, темп, ритм, последовательность. От уровня ее развития зависит успешность формирования двигательных навыков трудовой, игровой, спортивной деятельности.

Смешанный тип характеризуется отсутствием преобладания какой-либо одной памяти. Его особенность в том, что смешанная память обеспечивает одинаково хорошее запоминание материала при использовании разных анализаторов. Люди, имеющие ее, используют сразу несколько типов памяти: зрительно-двигательный, зрительно-слуховой, двигательно-слуховой.

Существуют и другие типы памяти, основанные на деятельности отдельных анализаторов, которые не имеют существенного значения в жизни человека. Их возможности ограничены и сводятся к удовлетворению биологических потребностей организма. К таким типам памяти относят: обонятельный, осязательный и вкусовой. Чтобы узнать, какой способ запоминания преобладает у вас, воспользуйтесь психологической методикой «Определение типа памяти».

Для ее проведения вам понадобится помощник, который должен зачитать несколько рядов слов. Каждый из этих них соответствует определенному типу памяти. После прочтения вслух группы слов ведущим, испытуемый за отведенное время должен записать их по памяти. Полученные данные нужно сверить с рядами слов и выявить, сколько названо правильно. По окончании подсчета коэффициента по специальной формуле, делается вывод о преобладающем типе памяти.

Способы повышения

Если восприятие нового материала затруднено из-за имеющихся проблем с запоминанием, надо выбрать правильную стратегию. Следует настроить себя на усвоение информации. Любые сопоставления, вычленения главных идей, подсчеты улучшают процесс заучивания. Психологи рекомендуют с целью улучшения усвоения учебного материала производить какие-нибудь действия с запоминаемыми сведениями.

Всем обучающимся в среднем или высшем образовательном учреждении для эффективного усвоения учебного материала необходимо пересказывать изучаемую информацию своими словами. Стоит всегда связывать ее с приобретенными ранее знаниями, проводить между ними параллели, строить ассоциативные ряды с фактами и сведениями, полученными в результате личного опыта. Надо как можно реже пользоваться шпаргалками и интернетом для получения нужного материала. Следует опираться на собственную память, применять весь имеющийся потенциал своего мышления.

Готовясь к выступлению, запоминайте канву речи, а не весь текст. Лучше всего сохраняются в памяти начало и конец текста или запоминаемого ряда. Эта особенность называется «эффектом края». Этот факт следует учитывать при подготовке речи. Найдите интересные примеры, запишите опорные слова.

Повышает запоминание информации техника чередования. Она подразумевает после частичного выполнения заданий по одному предмету переключение на другую образовательную дисциплину с последующим возвращением к предыдущему материалу

При чередовании предметов важно четко структурировать все сведения, тогда не произойдет хаотического нагромождения различных событий

На опосредованное запоминание конкретных и абстрактных понятий нацелена методика пиктограмм. Она предполагает запоминаемые слова заменять рисунками. Школьники обычно быстро придумывают образы, лаконично символизирующие нужное понятие, и изображают их графически. Восстановление в памяти зафиксированных в виде рисунков слов не вызывает затруднения. Есть много специальных техник, рассчитанных на запоминание лиц, имен, отчеств, фамилий. Некоторые из методик предлагают связать образ с литературным или сказочным героем.

Структура и виды памяти

Несмотря на то, что это не физиологическая величина, а, условно говоря, виртуальная, она имеет свое строение и состоит из нескольких уровней. Перемещаясь по ним, человек сохраняет полученные из внешних источников сведения. Впрочем, и это звучит некорректно. Не только внешние, но и внутренние — душевные и эмоциональные — впечатления, могут сохранить в нашей памяти зарисовки о прошлом. Недаром существует понятие «память сердца».

Первый этап запоминания — получение информации. И называется он сенсорной памятью. Вы только прикасаетесь к новости, ловите ее органами чувств, пробуете на «вкус», анализируете свою потребность в ней. Это кратковременный процесс, который не занимает и четвертой доли секунды. Если полученным ощущениям дается «добро», они перемещаются на следующий уровень и становятся объектами для запоминания. Информационный мусор дальше начального этапа память может не пропустить.

Далее на пути уровень кратковременной памяти. Здесь информация поступает в обработку и проходит контроль на усвояемость, срок (длительность) хранения и возможность использовать ее в полном, усеченном или дозированном объеме. Это зависит от развитости памяти, врожденных способностей к запоминанию и приобретенных навыков.

Над кратковременной памятью всегда нависает угроза в виде следующей, более важной и нужной информации. В наше время, когда поток информационных сообщений напоминает мощную горную реку, несущуюся с огромной скоростью, следует научиться быстро и надолго усваивать все, что мы слышим, видим и ощущаем

Чтобы не пропустить важное.

Третий уровень процесса запоминания — долговременная память. Сюда попадают жемчужины нашего жизненного опыта и впечатлений. Когда кто-то или что-то поднимается на эту ступеньку, значит, событие действительно имеет истинную ценность. На верхней «полке» может храниться какой угодно объем информации.

Долговременный вид памяти — самый сложносочиненный. Он имеет три подвида. Эксплицитная эпизодическая память бережет воспоминания об отдельных событиях и впечатлениях, касающихся непосредственно человека. Семантическая сохраняет сведения о мире вокруг.

Есть еще память имплицитная. Она позволяет не забыть определенные навыки и действия, которые мы осваиваем на протяжении жизни. Почему человек, научившись ходить, никогда не забывает, как это делается? У него срабатывает имплицитная долговременная память.

Вопреки желанию, мы можем забыть то, что на определенном этапе казалось нам важным. Например, спустя годы, не вспомнить о том, какой была первая любовь. Останется знание, но память не сохранит ни образ, ни имя этого человека, ни подробности взаимоотношений. Правильно ли мозг обработал информацию на втором этапе, и попала ли она на третий уровень, может показать только время.

Однако, в случае с прикладной информацией, той, которая необходима нам для образования, работы или саморазвития, ситуация обстоит иначе. Мы можем регулировать этот процесс и самостоятельно влиять на эффективность и скорость запоминания полученной информации.

Использование памяти

Как быстрее запоминать информацию? Невозможно найти ответ на этот вопрос, не разобравшись со своими способностями, данными природой. Всё дело в том, что практически у всех нас развито несколько видов памяти. Но один из них – сильнее всего. Итак, вот все её виды:

  • визуальная (зрительная);
  • аудиальная (слуховая);
  • тактильная (кинестетическая);
  • вкусовая и обонятельная.

Последний вид памяти считается наименее практичным, потому что вкус и запах реже всего выступают в роли ведущих анализаторов. Однако все перечисленные виды соединяются в один вид памяти – образный. Изображение, звук, ощущение, запах и вкус — всё это способствует созданию в нашем воображении определённой картины.

Также есть словесно-логическая память, двигательная (моторная), эмоциональная, произвольная, непроизвольная, кратковременная, долговременная и оперативная. Но запоминанию способствует, естественно, первая из этого списка.

Техники эффективного запоминания

Теперь давайте рассмотрим несколько эффективных мнемотехник.

Ключевые слова

Вам будет проще запомнить большой объем информации, если делать краткие пометки для себя. Разделите информацию на равные блоки, в каждом из них выделите ключевые слова и запишите их. Они будут триггерами, которые запускают ассоциативный ряд и помогают воссоздать данные из памяти.

По такому же принципу удобно конспектировать лекции. Не пытайтесь ухватить все сразу и записать слово в слово – у вас все равно не получится

Слушайте, вдумывайтесь, а самое важное записывайте

Логические цепочки

Знаменитый американский психолог Джон Миллер изучал закономерности работы кратковременной памяти. Он выяснил, что в конкретный момент времени мы можем удерживать в уме 7 объектов (+/- 2). Но как выяснилось, это правило можно легко обойти.

Для этого нужно объединить все объекты какой-то общей концепцией. Мозгу гораздо проще запоминать осмысленную связанную информацию, чем набор разрозненных элементов. Проще всего придумать логичный осмысленный рассказ с ключевыми словами и запомнить его.

Рифмы

Вы, наверное, замечали, что стихи запоминать намного проще, чем прозу. В самой структуре стихотворения есть подсказки (ритм и рифма), которые помогают нам подбирать нужные слова в процессе воспроизведения.

Я до сих пор помню наизусть все глаголы-исключения второго спряжения в русском языке, которые мы учили в третьем классе. А все потому, что наша учительница догадалась их зарифмовать. Получился забавный стишок.

Смотреть, обидеть, видеть.

Держать и ненавидеть.

Зависеть, слышать, гнать.

Вертеть, терпеть, дышать.

Так что если есть такая возможность, рифмуйте то, что вам нужно запомнить. Например, новые иностранные слова, список покупок в магазине.

Аббревиатуры

Этим методом активно пользуется мой папа. Каждый раз перед походом в магазин он пишет список покупок, но не берет его с собой, а составляет из первых букв аббревиатуру. Например, было: масло, сыр, яблоки, конфеты, апельсины, рыба, орехи, молоко. А получилось: МСЯКАРОМ. Благодаря этой системе он всегда знает точное количество продуктов, которые нужно купить, и легко воссоздает их по первым буквам. Метод подойдет для запоминания любых видов списков, а также имен людей в больших компаниях.

Мнемонические фразы

Мнемонические фразы придумывают для запоминания сложно запоминающейся информации. И они отлично работают! Все мы учили цвета радуги по фразе “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Вот еще несколько довольно популярных мнемонических предложений:

  1. “Решил Коля кафтан сшить, будет авось без изъян” – для запоминания самых крупных государств (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия).
  2. “Морозным вечером залез на мачту юнга, стремясь увидеть незнакомый порт” – для запоминания порядка планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
  3. “Каждому старшекласснику, владеющему фантазией, география и так ясна” – для запоминания стран большой семерки (Канада, США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония).

Эффект края

Этот эффект был открыт немецким психологом Германом Эббингаузом. Проводя эксперименты по изучению памяти, он вывел интересную закономерность. Человек лучше всего запоминает начало и конец любой информации.

Хотите проверим? Прочитайте один раз последовательность слов.

Табуретка, крапива, потолок, рыба, дерево, куртка, пчела, зеркало, командировка, шоколад, вдохновение, королева.

А теперь попытайтесь воспроизвести этот список. Держу пари, вы хорошо запомнили слова “табуретка” и “королева”, а что насчет остальных? Наверняка многие слова из середины списка ускользнули от вашей памяти.

Как пользоваться этим эффектом при осознанном запоминании? Разделите информацию на блоки, самые важные и сложные учите в начале и в конце. Остальные распределите в середине. При запоминании больших объемов информации можно чередовать – сегодня учим блоки в одном порядке, завтра меняем их местами.

Ошибайтесь

Очень интересную особенность памяти открыли исследователи из Университетского колледжа в Лондоне. Мы лучше запоминаем то, в чем успели совершить ошибки. Констатация собственного невежества стимулирует память и дает дополнительный заряд мотивации.

В следующий раз, прежде чем начать учить новый материал, устройте себе небольшой тест. Например, выпишите незнакомые иностранные слова и попытайтесь их перевести интуитивно. Естественно, у вас ничего не получится. Зато “негативный” опыт поможет вам впоследствии выучить эти слова в два раза быстрей.

6. Сочинять истории

Если верить исследованиям, наш мозг настолько любит истории, что увлекательное повествование высвобождает окситоцин — гормон, который усиливает эмпатию. В результате мы сильнее сопереживаем собеседнику, лучше понимаем и запоминаем ключевые моменты, о которых он говорил.

Сторителлинг помогает и в учебе: наверняка у вас был преподаватель, который постоянно травил байки — такие истории запоминаются лучше, а вместе с ними и материал.

Чтобы запомнить что-то сложное и кусачее, просто придумайте про это любой сюжет, и этот монстр сразу перестанет кусаться — как и с собеседником, мы начинаем воспринимать его более дружелюбно и лучше запоминаем.

При этом не важно, насколько реалистична история — иногда сюр запоминается даже лучше. Например, вот так:

Как выучить слова на иностранном языке

Свяжите группы слов одним сюжетом: чем нереальнее он будет, тем веселее!

Таксист везет ворону в бар, кричит ему ворона: “Сar!”
Им в пробку встать не повезло: движенье медленное — slow
Пока я жду, варенья съем, ведь пробка — это traffic jam
Мотоциклист без шлема едет. Кричит ворона: «Где твой helmet?»
У traffic lights горят огни: нам красный — значит тормози!

Принципы запоминания

Память является сложным психическим процессом и включает в себя четыре ступени:

  • запоминание;
  • хранение;
  • воспроизведение;
  • забывание.

Специалистами в области психологии и медицины замечено, что у памяти есть одна особенность: если ее не использовать по назначению и не развивать, она со временем теряет свои свойства. Это провоцирует начало других деструктивных процессов, которые могут отразиться на когнитивной и психической функциях сознания.

С проблемой запоминания большого объема информации в разных ситуациях сталкиваются все люди, но ее усиление неизбежно приходит с возрастом. При правильном развитии человеческого сознания память прогрессирует до 25 лет, в среднем возрасте держится на одном уровне, а в пожилом – постепенно ухудшается.

Чтобы максимально избежать негативных последствий процесса ухудшения памяти, ее необходимо тренировать по подобию тренировок мышц. Суть тренировок проста – надо больше и чаще вовлекать память в работу. Для этого придумано большое количество разных способов и мнемотехник. Прежде чем приступать к их освоению, следует узнать, какой бывает память, а также в чем заключен принцип запоминания. Память бывает произвольная и непроизвольная.

  1. Произвольное запоминание происходит при участии воли человека тогда, когда нужно усвоить информацию, а для этого требуется приложить усилие. Произвольная память, в свою очередь, делится на механическую (зазубривание наизусть) и логическую (осмысленную).
  2. Непроизвольная память работает без участия воли человека. Информация записывается в сознание самостоятельно. Обычно это происходит под действием сильного впечатления и большой заинтересованности. Интересная, нужная и важная информация запоминается человеком сама собой, причём без каких либо особых усилий.

Чтобы информация сохранилась в памяти надолго или даже навсегда, ее необходимо подвергнуть анализу, сравнению, рассмотрению с разных точек зрения, критическому восприятию и обработке. Это значит, что быстрое и произвольное запоминание возможно только при подключении мышления и логики.

Кроме того, память можно разделить на 3 вида в зависимости от преобладающего типа восприятия информации.

  • Зрительная (визуальная). Информация запоминается преимущественно через зрение, наблюдение, рассматривание.
  • Слуховая (аудиальная). Информация наилучшим образом усваивается на слух (через прослушивание).
  • Тактильная (кинестетическая). Человек, в котором преобладает такой вид памяти, лучше всего запоминает информацию через прикосновения.
  • Обонятельная и вкусовая. Встречаются гораздо реже в виде преобладающих в человеке типов памяти. Запоминание через запахи и вкусы выступает чаще на второстепенной роли. В некоторых профессиях главную роль играют именно такие виды памяти, например, повар или парфюмер. Поэтому такие виды восприятия информации тоже хорошо поддаются тренировкам и успешно развиваются.

Для понимания того, какой именно вид восприятия информации преобладает в человеке, проводятся различные тестирования. Это делается для достижения наибольших результатов, когда необходимо запомнить большой объем информации. Например, если студенту известно, что он аудиал, то готовясь к экзамену, он либо читает информацию вслух, либо прослушивает аудиозаписи лекций. В случае, когда он визуал, то прочитанный про себя текст хорошо запомнится ему лишь тогда, когда он сможет представить его в виде конкретных зрительных образов. А вот кинестетику для эффективного запоминания необходимо прописывать тексты, так как именно в процессе написания и происходит запись информации в сознание.

Система Лейтнера и карточки для повторений

Метод Лейтнера является одним из ярких примеров применения интервальных повторений с помощью бумажных карточек. Его используют при изучении иностранных слов, которые повторяют в разные промежутки, в зависимости от результата воспроизведения по памяти.

Описание метода

Необходимо создать сами карточки. На одной их стороне записать слово, а на другой — значение по-русски и все это запомнить.

Затем для них создать несколько коробочек. Примерно 3 штуки. Можно и больше, но чтобы не превышало 7. Коробки нумеруем и раскладываем в них карточки следующим образом:

  • В первую кладем новые или очень сложные карточки, которые с трудом даются для запоминания.
  • Во второй будут находятся карточки, с которыми вы уже работали из 1 коробки, и они, на ваш взгляд, хорошо отложились в памяти.
  • В третью коробку вы перекладываете карточки из 2 коробки, в которых на 100 процентов уверены, что запомнили.

Как правильно повторять?

Повторение здесь идет следующим образом:

  • каждый день из коробки № 1;
  • из коробки № 2 — через день;
  • раз в 3 дня из коробки № 3.

При этом, если вы вспоминали карточки из третьей коробки и что-то не так назвали, то их необходимо переложить во вторую. Такие же действия проделываем со второй коробкой. Если что-то не можете вспомнить, то перекладываете в первую.

Карточки тем самым повторяются с разными промежутками. И в каждой коробке лежат определенного уровня сложности.

Плюсы и минусы

Преимуществом этой системы является то, что пока мы делаем карточку, уже запоминаем написание слова и его перевод. Это происходит благодаря задействованию моторики и зрительных центров головного мозга.

Однако есть и минусы. Карточки занимают много места. Если их числится несколько сотен штук, то будет неудобно носить с собой. При этом карточки желательно иметь всегда под рукой, чтобы была возможность повторять.

А представьте, если вы будете запоминать большие объемы информации в разных изучаемых сферах?

В ручном режиме можно только запутаться в периодах для повторения. Поэтому лучше использовать более автоматизированные способы для этого, то есть программы или сервисы.

Как лучше запоминать: рассказать кому-то

Об этом методе как хорошо и быстро запомнить, знают многие. Надо просто пересказать. Причем знать, что нужно пересказать. Ещё больший эффект возникает тогда, когда Вам не просто нужно рассказать, а ещё и произвести благоприятное впечатление. Например, Вы выступаете с презентацией бизнес идеи, по результатам которой решается, будут ли инвестиции в Ваш проект. В этом случае мотивация к запоминанию фактов очень высока.

Как на практике использовать этот метод:

Создавайте себе условия, в которых Вам необходимо было бы выступить перед аудитеорией. Это могут быть Ваши родные и знакомые. Если это не является мотивирующим фактором, то рассказывайте перед мало знакомой аудиторией.

Создайте себе видео-блог на определённую тему (Youtube в помощь) и регулярно записывайте видео кругу ваших изучаемых задач. Необходимость регулярно освещать вопросы в теме вашего блога сделает вас настоящим экспертом.

Введите благотворительные образовательные лекции для школьников, открытые лекции для населения. Нет эффективнее способа разобраться в теме и запомнить её, как изучить тему и понятно рассказать её детям или бабушкам.

Изучили тему — записали видео, рассказали людям. Несколько лениво, да? Зато не представляете, как сильно это увеличивает качество запоминания. Так что за вами выбор.

Законы памяти в психологии

Закон ярких впечатлений воздействует на запоминание. Память всегда реагирует на сильные впечатления, поэтому яркие события запоминаются быстро и легко. Можно без особого труда вспомнить любой очень интересный эпизод, который случился достаточно давно. Надолго остаётся в памяти человек, который выделился экстравагантной одеждой или неординарным поведением. При необходимости заучить какие-нибудь сведения надо придать им яркость и необычность.

Закон значимости информации распределяет сведения по их нужности. Всё, что необходимо для выживания, удовлетворения потребностей, не вызывает никаких проблем с запоминанием. Индивидуальные привязанности, жизненные ценности, хобби, личные эмоции и чувства запоминаются без приложения особых усилий.

Закон мотивации действует при наличии побуждающей силы, большого желания овладеть материалом. Намечающаяся награда в конкурсе или на соревнованиях наделяет сильной мотивацией для выучивания множества различных фактов и сведений. Замечено, что ученикам сложно осваивать именно те предметы, которые, как они думают, им не пригодятся в жизни.

Закон деятельности предполагает перед укреплением информации в памяти произвести какое-либо действие. Это могут быть подсчёты, сопоставления, вычленение главных идей. Можно искусственно включаться в работу над сведениями, поработать с ними. Любые произведённые действия улучшают процесс заучивания.

Изучение настроек и установок перед началом освоения любого материала обязательно. Для рационального применения ресурсов памяти надо подготовиться к его восприятию. Рекомендуется бегло просматривать всю информацию, подлежащую изучению.

Закон предшествующих знаний предполагает опору на накопленный опыт. Связь со знакомым материалом помогает легче усвоить новые сведения. Надо провести параллели, анализ и систематизацию фактов.

Закон взаимовлияния следов памяти предусматривает организацию работы над запоминанием с чередованием мыслительных процессов и коротких пауз, за период которых данные закрепляются в мозговых структурах.

Система Лейтнера: 5 шагов, позволяющих выучить что угодно

Как часто вам приходится жаловаться на память? Как часто вам нужно что-то запомнить, а оно никак не запоминается? И как быстро вам надоедает все это повторять настолько, что вы решаете обойтись без этих знаний? С подобной ситуацией сталкивается около 80% людей, изучающих, например, иностранный язык. И как раз в помощь им была создана система Лейтнера, основной которой являются так называемые флэш-карточки, на которых записывается информация для запоминания. Однако впоследствии оказалось, что система пригодна для запоминания любой информации, а не только языковой. Что же это за система? Предлагаем познакомиться в данной статье. Читать подробнее…

6

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector