Словосочетание с метафорой скрытое сравнение
Содержание:
- Определение
- Сравнительные характеристики
- Примеры метафоры в иллюстрациях
- Теории
- Сфера применения, повседневная польза
- Тема, идея, проблематика литературно-художественного произведения.
- Функции
- Зачем и когда использовать метафоры
- Способы создания сравнений на примерах
- Как различать сравнения и метафоры?
- Знаете ответ?
- Что такое метафора
Определение
мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.
Чтобы появилась метафора, следует найти точки соприкосновения двух предметов или явлений в чем-то, например:
- озеро как зеркало — зеркало озера;
- руки как золото — золотые руки;
- волосы как серебро — серебряные волосы.
Именно поэтому метафору считают скрытым сравнением, в котором отображаются как постоянные, так и временные, преходящие, случайные сходства предметов.
Но в отличие от сравнения метафора выражает устоявшиеся сходства предметов.
Например, в основе метафорической связи значений существительного «нос» лежит сходство предметов по форме и расположению в пространстве:
- часть лица человека, морды животного;
- клюв птицы;
- выступающая часть чайника, кувшина;
- передняя часть ступни, обуви и чулка;
- передняя часть морского судна, самолёта и т.д.
На основе внешнего сходства получили одинаковые наименования швейная и хирургическая игла, лист хвойного дерева (игла сосны, ели, кедра) и игла некоторых животных (ежа, дикобраза).
Метафоричными являются связи животное — человек и отсюда возникшие наименования людей в переносном смысле:баран, осёл, свинья, лиса, сорока, волк, медведь, петух, вол.
Общность признака делают возможным вот такие переносы признака лица на предмет:
- безмолвная женщина — безмолвная улица;
- деликатный человек — деликатный вопрос;
- бойкий мальчик — бойкий спор;
- мудрый старик — мудрое решение;
- любопытная соседка — любопытный вопрос.
Перенос значения одного слова на другой, то есть возникновение метафоры, связан с их сходством:
- подобие формы:дамская шляпка — шляпка гвоздя, копна сена — копна волос;
- цветовая близость:янтарные бусы — янтарный блеск; золотое кольцо — золотая листва;
- общность функции:дворники расчистили снег — автомобильные дворники; горит свеча — горит лампочка; сторож (охранник) — сторож (кухонное приспособление, не дающее подгореть молоку);
- похожесть в расположении:подошва обуви — подошва горы.
Примеры метафоры в стихах:
Улыбнулись сонные берёзки,Растрепали шёлковые косы.Шелестят зелёные серёжки,И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапиваОбрядилась ярким перламутромИ, качаясь, шепчет шаловливо:«С добрым утром!»«С добрым утром», С. А. Есенин
«Улыбнулись сонные берёзки» — в основе этой метафоры олицетворение.
Другое очень знаменитое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Белеет парус одинокий» является объектом споров: является ли парус метонимией или метафорой?
Если воспринимать парус как корабль, т.е. существует эпитет, таким образом поэт создал метафору. Если воспринимать парус как часть корабля, то он создал метонимию (одно понятие связано с другим и заменяет его).
Играют волны — ветер свищет,И мачта гнётся и скрыпит…Увы! он счастия не ищетИ не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,Над ним луч солнца золотой…А он, мятежный, просит бури,Как будто в бурях есть покой!»«Парус» (Белеет парус одинокий)», М. Ю. Лермонтов
В кино
Создатели фильмов любят использовать громкие названия, чтобы сразу привлечь к себе внимание зрителей. Просто приведем такие примеры:
- Горячие головы – сразу намек на нечто безбашенное;
- Человек дождя – герой не от мира сего.
В рекламе
Так как метафоры призваны усилить привычный образ и сделать его более запоминающимся, что, естественно, этот прием давно уже взяли на вооружение рекламщики. Они используют его для создания коротких, но запоминающихся слоганов.
Вот лишь несколько примеров метафор в рекламе:
- «Магия кофе» (кофеварки «De Longi»);
- «Революция цвета для губ» (помада «Ревлон»);
- «Разбуди вулкан удачи!» (сеть игровых автоматов);
- «Наш удар по ценам!» (магазины «Эльдорадо»);
- «На волне удовольствия» («Кока-Кола»);
- «Окунись в прохладу» («Lipton Ice Tea»).
Сравнительные характеристики
Определение рассматриваемых понятий и их основные характеристики позволяют установить, чем отличаются метафоры от эпитетов. Выделяется несколько отличительных признаков:
- Характер и цель средства выразительности. Метафорическое выражение предполагает скрытое сравнение. Это непрямое выражение соотношения двух понятий, действий или явлений. Образное определение не может быть преобразовано в сравнение, оно придает тексту красочности, повышает его эффектность. То есть оба тропа делают речь ярче, но отличаются по способу выражения.
- Конкретика. Метафорическое средство выразительности носит ассоциативный характер, связь между сравниваемыми предметами не просматривается, ее может не быть совсем. Эпитет, напротив, описывает конкретный объект, даже если восприятие какого-либо явления открывается с неожиданной стороны.
- Части речи. Эпитет чаще всего выражается прилагательным, реже в форме наречия или существительного-приложения. Метафора имеет более широкий диапазон, охватывая все части речи.
Примеры метафоры в иллюстрациях
Умелое иллюстрирование вызывает ассоциации, которые помогают быстрее понять и запомнить материал. В том числе и значение профессиональных терминов. Хотите примеры?
Пример №1 — из статьи «Как написать лид, который заинтригует, впечатлит и заставит читать дальше».
Посыл этих иллюстраций — как влияет лид на выбор пользователя.
Хороший лид манит к себе читателей. К нему прилипают, как к меду, чтобы, не останавливаясь, проглотить с упоением всю статью. Первая картинка демонстрирует копирайтерам, что лид — это вовлекающее начало. Правильный лид здесь ассоциируется с пользой и искушением надолго «залипнуть» на вкусном содержании.
Но бывает и так, что статья получилась отличная, а начало не очень. Плохой лид — как ложка дегтя в банке меда. Лизнув разочек с поверхности, глубже погружаться не захочешь. Потому что не вкусно. Не понятно. Не интересно.
Пример №2 — первая картинка относится к статье «Ритм в копирайтинге, или Как стать дирижёром своего текста».
Эти изображениях я использовала в разных текстах. Иллюстрации наглядно дополняют трактование термина «рваный ритм». Рваный — значит, неоднородный. С короткими и длинными предложениями, разными по длине абзацами и словами. Рваный ритм привлекает. С его помощью можно оживить и улучшить образ даже слабый текст.
Пример № 3 — из недавней статьи «Как повысить читабельность текста: 5 подсказок копирайтеру-новичку».
Здесь скрытое сравнение по схожести на основе простого блюда и сложного.
Дело не только во вкусе. Картинки ассоциируются с возможностями презентации — как копирайтер подаст свой текст. В статье я проиллюстрировала мысль о структуре. Как оформить и подать содержание, чтобы читателю «зашло». Картинки показывают, как по-разному могут выстроить подачу коллеги разного профессионального уровня — красиво ИЛИ роскошно.
Теории
Среди других тропов метафора занимает центральное место, так как позволяет создать ёмкие образы, основанные на ярких, неожиданных ассоциациях. В основу метафор может быть положено сходство самых разных признаков предметов: цвета, формы, объёма, назначения, положения и так далее.
Согласно классификации, предложенной Н. Д. Арутюновой, метафоры разделяются на
- Номинативные, состоящие в замене одного дескриптивного значения другим и служащие источником омонимии.
- Образные метафоры, служащие развитию фигуральных значений и синонимических средств языка.
- Когнитивные метафоры, возникающие в результате сдвига в сочетаемости предикатных слов (переноса значения) и создающие полисемию.
- Генерализирующие метафоры (как конечный результат когнитивной метафоры), стирающие в лексическом значении слова границы между логическими порядками и стимулирующие возникновение логической полисемии.
Мне снилась осень в полусвете стёкол,
Друзья и ты в их шутовской гурьбе,
И, как с небес добывший крови сокол,
Спускалось сердце на руку к тебе.
Но время шло, и старилось, и глохло,
И, поволокой рамы серебря,
Заря из сада обдавала стёкла
Кровавыми слезами сентября.
Борис Пастернак, 1928
Подробнее рассмотрим метафоры, способствующие созданию образов, или образные.
В широком смысле термин «образ» означает отражение в сознании внешнего мира. В художественном произведении образы — это воплощение мышления автора, его уникальное видение и яркое изображение картины мира. Создание яркого образа основано на использовании сходства между двумя далекими друг от друга предметами, практически на своеобразном контрасте. Чтобы сопоставление предметов или явлений было неожиданным, они должны быть достаточно непохожими друг на друга, и иногда сходство может быть совсем незначительным, незаметным, давая пищу для размышлений, а может отсутствовать вовсе.
Границы и структура образа могут быть практически любыми: образ может передаваться словом, словосочетанием, предложением, сверхфразовым единством, может занимать целую главу или охватывать композицию целого романа.
Однако существуют и другие взгляды на классификацию метафор. К примеру, Дж. Лакофф и М. Джонсон выделяют два типа метафор, рассматриваемых относительно времени и пространства: онтологические, то есть метафоры, позволяющие видеть события, действия, эмоции, идеи и т. д. как некую субстанцию (the mind is an entity, the mind is a fragile thing), и ориентированные, или ориентационные, то есть метафоры, не определяющие один концепт в терминах другого, но организующие всю систему концептов в отношении друг к другу (happy is up, sad is down; conscious is up, unconscious is down).
Джордж Лакофф в своей работе «The Contemporary Theory of Metaphor» говорит о способах создания метафоры и о составе данного средства художественной выразительности. Метафора, по теории Лакоффа, является прозаическим или поэтическим выражением, где слово (или несколько слов), являющееся концептом, используется в непрямом значении, чтобы выразить концепт, подобный данному. Лакофф пишет, что в прозаической или поэтической речи метафора лежит вне языка, в мысли, в воображении, ссылаясь на Майкла Редди, его работу «The Conduit Metaphor», в которой Редди подмечает, что метафора лежит в самом языке, в повседневной речи, а не только в поэзии или прозе. Также Редди утверждает, что «говорящий помещает идеи (объекты) в слова и отправляет их слушающему, который извлекает идеи/объекты из слов». Эта идея находит отражение и в исследовании Дж. Лакоффа и М. Джонсона «Метафоры, которыми мы живём». Метафорические понятия системны, «метафора не ограничивается одной лишь сферой языка, то есть сферой слов: сами процессы мышления человека в значительной степени метафоричны. Метафоры как языковые выражения становятся возможны именно потому, что существуют метафоры в понятийной системе человека».
Метафора часто рассматривается как один из способов точного отражения действительности в художественном плане. Однако И. Р. Гальперин говорит, что «это понятие точности весьма относительно. Именно метафора, создающая конкретный образ абстрактного понятия, даёт возможность разного толкования реальных сообщений».
Как только метафора была осознана, вычленена из ряда других языковых явлений и описана, сразу возник вопрос о её двоякой сущности: быть средством языка и поэтической фигурой. Первым, кто противопоставил поэтической метафоре языковую, был Ш. Балли, который показал всеобщую метафоричность языка.
Сфера применения, повседневная польза
Основными сферами, где принято использовать прием, являются публицистика и ораторское искусство. Также его применяют:
как средство объяснения в педагогике;
в качестве инструмента убеждения в политике;
для придания яркости образам в поэзии, повествовании, других литературных жанрах:
в средствах массовой информации, когда нужно обозначать фокус, привлекать внимание к признакам, свойствам, характеристикам.
В повседневной жизни особенность приема позволяет делать речь выразительной, рассказ – запоминающимся, диалог – более живым.
Примечание
Подобные приемы неуместны и не используются в кадровых документах, военных указах, инструкциях, законодательных актах, деловых досье.
Тема, идея, проблематика литературно-художественного произведения.
ТЕМА —
это
жизненное явление, ставшее предметом
художественного рассмотрения в
произведении.
Круг таких
жизненных явлений составляет ТЕМАТИКУ
литературного произведения. Все явления
мира и человеческой жизни составляют
сферу интересов художника: любовь,
дружба, ненависть, предательство,
красота, безобразие, справедливость,
беззаконие, дом, семья, счастье,
обездоленность, отчаяние, одиночество,
борьба с миром и самим собой, уединение,
талант и бездарность, радости жизни,
деньги, отношения в обществе, смерть и
рождение, тайны и загадки мира и т.д. и
т.п. — вот те слова, которые называют
жизненные явления, становящиеся темами
в искусстве.
Задача
художника — творчески изучить жизненное
явление с интересных автору сторон, то
есть художественно раскрыть тему.
Естественно, что сделать это возможно,
лишь поставив вопрос (или несколько
вопросов) к рассматриваемому явлению.
Вот этот-то вопрос, который задает
художник, используя доступные ему
образные средства, и есть проблема
литературного произведения.
ПРОБЛЕМОЙ
называется вопрос, не имеющий однозначного
решения или предполагающий множество
равнозначных решений. Многозначностью
возможных решений проблема отличается
от задачи. Совокупность таких вопросов
называется ПРОБЛЕМАТИКОЙ
.
ИДЕЯ
(греч. Idea, понятие, представление) — в
литературе: основная мысль художественного
произведения, предложенный автором
способ решения поставленных им проблем.
Совокупность идей, систему авторских
мыслей о мире и человеке, воплощенную
в художественных образах называют
художественного произведения.
Функции
Зачастую люди используют метафору неосознанно (например, стертую). Каковы же ее функции в сознательном употреблении?
Оценочная
Сопоставление одного и того же предмета с различными явлениями позволяет дать ему совершенно разную оценку. Хорошо работает на выявление этой оценки метод ассоциаций: для одних, например, школа – это тюрьма, для других – большая семья.
Эмоционально-оценочная
Наряду с образностью, говорящий может вызвать у собеседника какие-либо эмоции и, что часто бывает, породить новый образ: Отелившееся небо лижет красного телка. (С. Есенин). Сравнение месяца с новорожденным теленком вызывает нежность, умиление, теплоту.
Номинативная (назывная)
Так, например, действие, обычно называемое одним словом, именуется несколькими: дурачиться – валять дурака, валять Ваньку и т. д. В контекст фразы вводится новый объект, а речь приобретает выразительность.
Познавательная
Позволяет заметить в предмете главное либо открыть новые его стороны: Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. (Мф. 5:13).
Я бы еще выделила мнемоническую функцию, вытекающую из предыдущей.
Иногда метафора облегчает понимание и запоминание. Классический школьный пример: Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.
Зачем и когда использовать метафоры
Иносказания обогащают язык, речь становится яркой, образной, красивой. При этом используя метафору, человек может, как похвалить собеседника, так и оскорбить его. Примеры положительных метафор:
- орел, не иначе (зоркий и сильный);
- как Иван Сусанин (самоотверженный, умный и верный человек);
- что солнышко ясное (о приветливом и красивом);
- как тысячу богатырей (о сильном человеке);
- что яблоневый цвет (настолько красивый).
В переносном смысле в негативном ключе слова могут использоваться следующим образом:
- как мышь амбарная (о трусливом человеке);
- как лис (хитер);
- как заяц, овца (трусливы или глупы).
Метафоры нередко встречаются в поговорках:
- «В тихом омуте черти водятся». Когда так говорят, то пытаются намекнуть на то, что человек может скрывать истинный свой характер и мотивы поступков. У внешне спокойного человека внутри бурлят страсти, которые и не снились тому, кто на первый взгляд кажется слишком эмоциональным, а иногда даже и грубым.
- «В каждой бочке затычка». Так говорят о человеке, мечтающем быть в курсе всех дел, даже тех, которые его не касаются. Он вечно всем помогает, даже если его не просят.
- «Моя хата с краю». Так говорят, когда отрицают свою причастность к конкретному происшествию. Метафору может использовать свидетель чего-либо, например, сосед, невольно ставший участником чужого бытового конфликта.
Способы создания сравнений на примерах
Есть несколько базовых способов для создания сравнений
:
- с помощью сравнительных союзов «как», «будто», «словно», «что/чем», «точно»;
- с помощью существительных в творительном падеже;
- с помощью прилагательного или наречия в сравнительной форме;
- с помощью слов «похожий» и «подобный».
А теперь приведем примеры для каждого из типов сравнений.
Сравнительные предлоги
- Он бежал быстрее, ЧЕМ лошадь. (Пушкин)
- На Красной площади, БУДТО сквозь туман веков, неясно вырисовывались очертания башен. (Некрасов)
- Молнии на небе не только вспыхивали, сколько трепетали, КАК крыло умирающей птицы. (Тургенев)
- И стоят за дубовыми сетками, СЛОВНО нечисть лесная, пеньки. (Есенин)
- Здесь каждая деревня так люба, ТОЧНО в ней красоты все Вселенной. (Яшин)
Существительные в творительном падеже
- Из разрубленной старой березы ГРАДОМ лились прощальные слезы. (Некрасов)
- Птицы СКАЗОЧНЫМ ВИДЕНИЕМ возникали из водной глади. (Алексеев)
- Луна скользит БЛИНОМ в сметане. (Пастернак)
- Узорным чистым ПОЛОТЕНЦЕМ свисает радуга с берез. (Рубцов)
Прилагательные и наречия в сравнительной форме
- СИЛЬНЕЕ кошки зверя нет. (Крылов)
- Эти глаза ЗЕЛЕНЕЕ моря и кипарисов наших ТЕМНЕЕ (Ахматова)
- Девичьи глаза ЯРЧЕ роз. (Пушкин)
- СВЕТЛЕЕ солнца тронный зал (Цветаева)
Родина ПОДОБНА огромному дереву, на котором не сосчитать листья
(Песков)
На глаза осторожной кошки ПОХОЖИ глаза твои. (Ахматова)
Как различать сравнения и метафоры?
Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак.
В художественной речи автор употребляет метафоры для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора.
В метафоре автор создает образ – художественное представление о предметах, явлениях, которые он описывает, а читатель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова: Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы… опрокинулся и затонул. Эпитет, олицетворение, оксюморон, антитеза могут рассматриваться как разновидность метафоры. Развернутая метафора – развернутое перенесение свойств одного предмета, явления или аспекта бытия на другой по принципу сходства или контрасту. Метафора отличается особой экспрессивностью. Обладая неограниченными возможностями в сближении самых разных предметов или явлений, метафора позволяет по-новому осмыслить предмет, вскрыть, обнажить его внутреннюю природу. Иногда является выражением индивидуально-авторского видения мира. Сравнение – одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением. Сравнение обычно присоединяется союзами: как, словно, будто, точно, и т. д. но служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета: Как ночь, черны его глаза.
Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном падеже: Тревога змеею вползла в наши сердца.
Есть сравнения, которые включаются в предложение с помощью слов: похож, подобен, напоминает:… бабочки похожи на цветы.
Сравнение может представлять и несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Таких сравнений две разновидности:
1) развернутое, разветвленное сравнение-образ, в котором основное, исходное сравнение конкретизируется рядом других: Звезды вышли на небо. Тысячами любопытных глаз они устремились к земле, тысячами светлячков зажгли ночь.
2) Развернутый параллелизм (вторая часть таких сравнений обычно начинается словом так) : Церковь вздрогнула. Так вздрагивает застигнутый врасплох человек, так лань трепетная срывается с места, еще даже не поняв, что произошло, но уже ощутив опасность. .Главное различие- метафора- сравнение далеких предметов и явлений по сходному признаку, обычное- сравнение близких или однорородных предметов или явлений ( а все-таки хорошо, что филфак позади-сейчас бы уже не сдала экз. Хорошо вас учат.)
Со времен античности существуют описания некоторых традиционных видов метафоры:
*резкая метафора представляет собой метафору, сводящую далеко стоящие друг от друга понятия. Модель: начинка высказывания. *стёртая метафора есть общепринятая метафора, фигуральный характер которой уже не ощущается. Модель: ножка стула. * метафора-формула близка к стёртой метафоре, но отличается от неё ещё большей стереотипностью и иногда невозможностью преобразования в нефигуральную конструкцию. Модель: червь сомнения. *развёрнутая метафора — это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом. Модель: Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими — их приходится выбрасывать, даже не попробовав. *реализованная метафора предполагает оперирование метафорическим выражением без учёта его фигурального характера, то есть так, как если бы метафора имела прямое значение. Результат реализации метафоры часто бывает комическим. Модель: Я вышел из себя и вошёл в автобус.
Источник
Знаете ответ?
Рейтинг сайта
- 1. Капитан Немо 1,144
- 2. Полина Михеева 188
- 3. Виолетта Разумова 149
- 4. Милана Тетяйкина 149
- 5. Сергей Такешов 142
- 6. Игорь Проскуренко 140
- 7. Денис Зацарин 138
- 8. eva 104
- 9. onithil edit 90
- 10. Александр Рубцов 86
- 1. Игорь Проскуренко 23,186
- 2. Кристина Волосочева 19,120
- 3. Ekaterina 18,721
- 4. Юлия Бронникова 18,580
- 5. Darth Vader 17,856
- 6. Алина Сайбель 16,787
- 7. Мария Николаевна 15,775
- 8. Лариса Самодурова 15,735
- 9. Liza 15,165
- 10. TorkMen 14,876
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Источник
Что такое метафора
Метафора (от др. -греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») – это использование слова в переносном значении с учетом его сходства с другим предметом или явлением. Причем сходство может быть основано на совершенно разных вещах: цвет, эмоции, форма, расположение и т.п. Одно слово, как бы переносится на другое. По своей сути метафора передает образ и ощущения. Интересно, что само понятие метафоры было сформулировано еще в древности философом Аристотелем.
Метафора в литературе – один из самых сильных приемов для придания текстам выразительности. Благодаря метафоре при чтении складывается определенный яркий образ. Этот художественный прием прекрасно передает авторские переживания и показывают оценку, эмоции, чувства, взгляд на предметы или события.
Без метафор тексты и стихи так и остались бы простыми и бездушными, потому что рифму и прозу придумывать несложно, сложно придумать так, чтобы было интересно читателю. Метафора в стихах — явление частое и очень выразительное.
Вот пример метафоры из стихотворения великого русского поэта Сергея Есенина
«В саду горит костер рябины красной…»
Обратите внимание в данном случае на слово «костер». Автор хотел показать, что цвет гроздьев рябины настолько огненно красный, что напоминает пламя огня
«И березы стоят,
Как большие свечки. » (С.Есенин)
Ф. Тютчев писал: «Неохотно и несмело, солнце смотрит на поля». Разве солнце может смотреть? Конечно, нет. Это метафора.
А вот метафоры от любимого всеми поэта А.С. Пушкина:
«И может быть — на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной». (А.С. Пушкин)
«Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит… « (А.С. Пушкин)
„Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна“ (А.С. Пушкин)
Еще больше красивых метафор гения можно найти и в коллекции собранных на сайте https://vkusnyasha.ru/.
Нужна ли метафора в жизни или только в литературе?
Если рассматривать картину в целом, то без метафор не только произведения, но и наша речь была бы скучна и невыразительна. Поэтому ответить на данный вопрос можно только утвердительно. Множество метафор настолько прочно уже вошли в нашу жизнь, что порой мы их даже не замечаем. Хорошая метафора может помочь выразиться точнее, при этом лаконично и изящно. Бытовые метафоры все „на слуху“, и используются практически каждым: »голов лопается», «хождение слухов», «обвал цен» и.т.д.
Еще один пример метафоры из повседневной жизни: «до глубины души». Употребляя это словосочетание, мы вовсе не имеем в виду какие-то физические характеристики души, покуда измерить ее не представляется возможным.
А вспомните любую пословицу или поговорку. Ведь это тоже метафоры. Они искаженно отображают то или иное явление. Наши предки сочиняли их в надежде, что мы поймем их смысл именно так, как они и задумали. Метафоры нужны, чтобы другие люди более точно понимали, что мы хотим донести до них.
- «У страха глаза велики»
- «Дальше в лес — больше дров»
- «Нашла коса на камень»
Хорошая загадка — это та же метафора, когда мы описываем предмет неожиданным сравнением:
- «Ой, не трогайте меня, обожгу и без огня» (крапива)
- «Золотое решето чёрных домиков полно» (подсолнух).
- «Среди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла» ( корова)
- «Скатерть бела весь свет одела» (снег)
- «Наша толстая Федора
Наедается не скоро,
Но зато, когда сыта,
От Федоры – теплота» (печь)
Иногда метафора может помочь посмотреть на что-либо совершенно под другим углом, благодаря чему может родиться очередная гениальная мысль или идея.