Как в русском языке подчеркивать прилагательное
Содержание:
- Как подчеркнуть слово волнистой линией в Word
- Синтаксические роли частей речи
- Функция определения и вопросы, на которые оно отвечает. Части речи, выражающие определение
- Как подчеркнуть слово волнистой линией в Word
- Синтаксическая роль прилагательного
- Как подчеркиваются части речи
- В каких случаях союз «как» подчёркивается. Вопрос «чем»? Подчёркивание союзов, частиц, дежурных слов в оборотах
- Word 2007 и новее
- Слово как часть речи и как член предложения. Части речи в роли сказуемых. Числительное в предложении. Функции прилагательного и подлежащего, выраженные числительным
- Тире между подлежащим и сказуемым
- Как определить роль существительного
- Как подчеркивать все части речи
- Как подчеркивать части речи
- Как подчеркивается какая часть речи?
- Как подчеркивается обстоятельство?
- Как и что подчеркивается?
- Структурные особенности аналитического, комбинированного и комплексного дополнений. Прямое дополнение
- Метод определения роли
- Таблица-помощник
- Что мы узнали?
Как подчеркнуть слово волнистой линией в Word
Подчеркивание слов линиями – стандартный способ привлечения внимания к конкретному участку текста. В текстовом редакторе Word доступно несколько способов подобного выделения текста. Например, здесь есть подчеркивание одной или двумя чертами, а также прерывистая или волнистая линия.
В этой статье вы узнаете о том, как подчеркнуть слово волнистой линией в современных и старых версиях Word. Этот способ выделения текста чаще всего используется в обучении. Например, при прохождении школьной программы русского языка, при синтаксическом разборе предложений волнистую линию используют для выделения такого члена предложения, как определение.
Синтаксические роли частей речи
Слова, принадлежащие к одной и той же категории, в составе фразы выступают не в одной и той же роли. Возможности их использования в качестве членов предложения рассматриваются в таблице.
Член предложения | Способ выражения | Примеры | |
Подлежащее | Существительное | Солнце скрылось за горами. | |
Местоимение | Кто-то настойчиво стучал в дверь. | ||
Колич. числительное | Три – нечётное число. | ||
Инфинитив | Сплетничать – любимое занятие соседки. | ||
Неделимое сочет-е | Ольга Леонидовна вернулась с дачи.Отец с сыном ловят рыбу. | ||
Сказуемое | Глагол | личн. форма | Под полом тихо скребётся мышь. |
инфинитив | Задача коллектива – выполнить план. | ||
безличн. ф. | За окнами темнеет. | ||
Существительное | Кит – морское животное. | ||
Прилагательное | полн. | Ночи зимой долгие. | |
кратк. | Восход солнца в горах прекрасен. | ||
Причастие | полн. | Книги на столе уже прочитанные. | |
кратк. | Вечернее платье сшито из бархата. | ||
Местоимение | Машина с синими дверцами моя. | ||
Категория состояния | Без друзей человеку одиноко. | ||
Неделимое сочет-е | Сестра маленького роста. | ||
Дополнение | Существительное | Усталый работник вытер платком лоб. | |
Местоимение | Возьмите кого-нибудь с собой. | ||
Инфинитив | Провожающих попросили выйти. | ||
Неделимое сочет-е | Золотой ус пора пересадить. | ||
Определение | Прилагательное (полное) | За деревьями блеснуло небольшое озеро. | |
Причастие (полное) | Мама развешивает выстиранное бельё. | ||
Причастный оборот | Поникшие от жары цветы ждали дождя. | ||
Местоимение | Требуется закончить кое-какие дела. | ||
Числительное (порядк.) | Вторая попытка окончилась неудачей. | ||
Инфинитив | Желание выспаться не проходило. | ||
Существительное | На стол поставили корзинку для фруктов. | ||
Обстоятельство | Наречие | Ветер неистово трепал ветви деревьев. | |
Деепричастие | Прохожий, озираясь, шмыгнул в дверь. | ||
Деепричастный оборот | Выполнив задание, можешь погулять. | ||
Существительное | Вещи упакованы в коробку. | ||
Местоимение | Щенок весь промок под дождём. | ||
Инфинитив | Семья едет на курорт отдыхать. |
Части речи, выступая в одной из перечисленных синтаксических ролей, подчёркиваются в соответствии с этой ролью.
Функция определения и вопросы, на которые оно отвечает. Части речи, выражающие определение
Части речи | Примеры определений |
существительное | Река (которая?) Волга всегда влекла к себе туристов. |
прилагательное | Величественный (какой?) монумент «Родина-мать зовёт!» является эмблемой Волгограда. |
наречие |
Ответ (какой?) навскидку бывает порой точнее глубокомысленных выводов. |
причастие | Неверующий (какой?) Фома — один из библейских персонажей. |
причастный оборот | Гонец (какой?), изнемогший от долгого бега, упал перед царём. |
фразеологический оборот | Герой (какой?) от горшка полчетверти вершка ничуть не смутился. |
инфинитив | Время (какое?) собирать урожай. |
как?как?, которая?
Как подчеркнуть слово волнистой линией в Word
Подчеркивание слов линиями – стандартный способ привлечения внимания к конкретному участку текста. В текстовом редакторе Word доступно несколько способов подобного выделения текста. Например, здесь есть подчеркивание одной или двумя чертами, а также прерывистая или волнистая линия.
В этой статье вы узнаете о том, как подчеркнуть слово волнистой линией в современных и старых версиях Word. Этот способ выделения текста чаще всего используется в обучении. Например, при прохождении школьной программы русского языка, при синтаксическом разборе предложений волнистую линию используют для выделения такого члена предложения, как определение.
Синтаксическая роль прилагательного
Предложение с определениями, выраженными ИП, не вызовет вопросов или сомнений. Потому что это обычная синтаксическая роль слов, обозначающих признак. Поэтому прилагательные привычней подчеркивать как определения – волнистой чертой.
Но это не единственная функция ИП, которое бывает главным ЧП
Чтобы не пропустить имя прилагательное в роли сказуемого, обращают внимание на форму, положение слова в контексте
Полная форма
Рассмотрим для сравнения примеры:
В первом – констатация факта: речь о зиме, а она суровая. Во втором акцент не на зиме (и так понятно, что не лето), а на ее качестве – суровая. Полное ИП в постпозиции по отношению к подлежащему обычно подчеркивается двумя прямыми чертами, потому что выполняет роль сказуемого, если нет другого полноценного сказуемого:
- Рябина , щедрая, багровая , издалека указывала путь к нашему дому.
- Рябина нынче щедрая , уже багровая .
В первом примере говорится, что рябина указывала путь – ИП здесь лишь второстепенные ЧП. Второй пример – ИП входит в сказуемое, так как в предложении нет другого полноценного сказуемого, а прилагательное стоит после подлежащего.
В таких предложениях сказуемое – составное именное. Состоит из глагола-связки (был, стал, казался) и ИП, в котором заключен смысл, основное значение сказуемого. Глагол-связка вписывается в текст, где действие происходит в прошедшем или будущем времени, а в наст. времени связка нулевая:
- Последние солнечные деньки (перед подлежащим ИП всегда определение).
- Последние деньки солнечные (наст. вр., нулевая связка)
- Погода будет солнечная (буд. вр.).
- Вечернее небо было пасмурным (прош.вр).
Краткая форма
ИП в краткой форме, где бы по отношению к подлежащему ни стояло, всегда входит в составное именное сказуемое. Другой синтаксической роли у краткого ИП не бывает.
Как подчеркиваются части речи
Русский язык изучается в школе с 1 по 11 класс, а потом его продолжают изучать в высших учебных заведениях (в зависимости от специальности).
Знание правил русского языка нужно не только для того, чтобы сдать ЕГЭ или получить диплом, но и в дальнейшей жизни, ведь потом вам легче будет формулировать мысли и строить правильные, логически построенные предложения.
В частности, необходимо знать части речи и уметь их подчеркивать в предложениях.
Трудность заключается в том, что порой можно подзабыть и попросту запутаться. Поэтому правильнее всего будет иметь в своем рюкзаке специальную табличку, в которую при надобности можно будет подсмотреть, пока вы не выучите все эти правила наизусть.
1
Как подчеркиваются части речи – главные члены предложения
- Главные члены в предложении – это подлежащее и сказуемое. Обычно в классическом понимании, подлежащее – это имя существительное, отвечающее на вопросы «кто?», «что?», и подчеркивается прямой линией. Но стоит отметить то, что подлежащее может быть выражено любыми частями речи: прилагательным, причастием, наречием, всевозможными видами местоимения. Запомните, подлежащее обозначает субъект действия.
- Сказуемое – это главный член предложения, который отвечает на вопросы действий, «что делал?», «что сделал?», «что происходит с предметом?» и т.д. Обычно сказуемое выражено глаголом, но бывают исключения, например, составное именное сказуемое «было холодно», где есть глагол связка + именная часть, выраженная прилагательным или существительным. Сказуемое подчеркивается двойной чертой.
Важно! Не всегда в предложении подлежащее и сказуемое встречаются вместе, существуют односоставные предложения, которые имеют только один главный член. Примеры односоставных предложений: Утро. Было пасмурно
Прощай же, море!
Было пасмурно. Прощай же, море!
2
Как подчеркиваются части речи – второстепенные члены предложения
- Определения подчеркиваются волнистой линией и обозначают признак, качество и свойство предмета. Отвечают на вопросы: «который?», «какая?», «чья?», «чей?», и т.д. Чаще всего определение выражено именем прилагательным:Красивая девушка шла очень быстро. Но также оно может быть несогласованным и выраженным инфинитивом, наречиями, существительными в косвенных падежах и т.д.: Шумели листья березы.
- Дополнение – это второстепенный член предложения, который подчеркивается пунктирной линией и выражен он, как правило, существительным или местоименным существительным. Дополнение является объектом действия сказуемого, например: Пишу письмо.Но также дополнение может относиться к главному или второстепенному члену, выраженному именем существительным, прилагательным и причастием или наречием. Отвечает дополнение на вопросы косвенных падежей, и его легко найти в предложении:Родительный падеж: «кого?», «чего?»:Выбор мероприятия.Дательный падеж: «кому?», «чему?»:Звоню знакомой.Винительный падеж: «кого?», «что?»:Делаю работу.Творительный падеж: «кем?», «чем?»Рисую карандашом.Предложный падеж: «о ком?», «о чем?»:Говорю о друге.
- Обстоятельство. Это второстепенный член в предложении который зависит от сказуемого и обозначает признак действия или признак признака. Обычно эта часть предложения выражена именем существительным в косвенном падеже, наречиями или же деепричастным оборотом, подчеркивается пунктирной линией с точкой.
Обстоятельства бывают:
- Времени, означают время и отвечают на вопросы «Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?»: Утром солнце светит ярко.
- Образа действия и степени, отвечают на вопросы «Как? Каким образом? В какой степени?»: Идти уверенно.
- Места, означает место действия, путь и отвечает на вопросы «Где? Куда? Откуда?»: На бумаге.
- Причины, означают причину и повод, и отвечают на вопросы: «Почему? На каком основании? Отчего? По какой причине?»: Рейс был отменен из-за снегопада.
- Цели, означает цель совершенного действия и отвечает на вопросы «Зачем? С какой целью? Для чего?»: Уехать работать.
- Сравнения, отвечает на вопрос «Как?»: Прыгал, как кузнечик.
- Условия, означает, при каком условии было совершенно то или иное действие: Опоздал на работу в случае дождя.
- Уступки, означает условие, вопреки чему произошла та или иная ситуация: Несмотря на пасмурную погоду, мы поедем на пляж.
Как вы видите, ничего сложного в подчеркивании частей речи нет, но в русском языке много правил и исключений, которые нужно систематически учить.
В каких случаях союз «как» подчёркивается. Вопрос «чем»? Подчёркивание союзов, частиц, дежурных слов в оборотах
1. Союз «как» вносит в предложение элемент сравнения.
2. Сравнительный оборот или придаточное предложение сравнения с союзом «как» подчёркивают волнистой чертой, как определение.
3. Союз «как» может присоединять придаточные предложения и других типов: «Взгляни, как море спокойно сегодня» (как спокойно = насколько спокойнее);
4. Обороты с союзом «как», помимо сравнения, несут нагрузку дополнения обстоятельства причины: «От мороза, как от ожога, горело лицо»:
- обстоятельство — «горело (каким образом?) как от ожога»;
- дополнение — «горело (от чего?) от мороза в степени ожога»; сравнительный оборот — тождественное дополнение; как подчёркивается сочетание «от мороза», так должен подчёркиваться и оборот «как от ожога», — пунктиром.
5
Вопрос «чем?» относится к творительному падежу, на него отвечает дополнение: «Чем вызвано такое внимание?» Местоимение «чем» подчёркивается пунктиром
6. Если на первый взгляд трудно определить принадлежность сравнительного оборота к обстоятельству, его заменяют существительным творительного падежа или наречием — смысл высказывания не должен искажаться.
7
Следует обращать внимание на частицы, союзы, слова, свойственные оборотам (просто, именно, совершенно, вроде, как будто). Каждый из этих элементов помогает достичь определённой степени сравнения
8. Вместе с частицей «не», союзом «как» подчёркиваются члены предложения, к которым они относятся.
Word 2007 и новее
В современных версиях Word (например, в Word 2007, 2010, 2013, 2016 и 2019) подчеркивание волнистой линией делается очень просто. Для этого достаточно выделить нужный текст и нажать на небольшую стрелку рядом с кнопкой « Подчеркивание », которая доступна на вкладке « Главная ».
После этого откроется список из нескольких вариантов подчеркивания, в котором можно будет выбрать волнистую линию.
Если в списке нет подходящей линии, то можно нажать «Другие подчеркивания». После этого откроется окно «Шрифт» с настройками шрифтов для выделенного текста. Здесь доступен выпадающий список, в котором доступно еще несколько вариантов.
Если вы оформляете не слишком официальный документ и хотите проявить креативность, то можно попробовать использовать инструмент « Кривая », который доступен на вкладке « Вставка » в меню « Фигуры ».
С помощью инструмента « Кривая » можно создавать достаточно красивые волнистые линии различного размера и амплитуды.
Слово как часть речи и как член предложения. Части речи в роли сказуемых. Числительное в предложении. Функции прилагательного и подлежащего, выраженные числительным
Как различить глагол-сказуемое и глагол-дополнение? Чем отличается числительное-подлежащее от числительного-определения? Какие функции в предложении возложены на прилагательное? Такие вопросы уже ассоциируются с ролью слова в предложении. Глагол в составе грамматической основы представляет собой сказуемое и подчёркивается двойной чертой. Очень ярко выражена многозначность у прилагательного, и если не задавать себе очередной некорректный вопрос из серии «как подчёркивается прилагательное», а попытаться проанализировать его роль в предложении, можно будет подчеркнуть его роль:
- волнистой линией как определение: «песни радостные, звонкие, весёлые»;
- точкой-тире (дополнение обстоятельства): «хмурым серым утром»;
- сплошной линией как подлежащее, если прилагательное означает имя собственное или нарицательное: «Лютый не знал пощады»; «Бурый любил мёд, растительную пищу, а серый был хищником». Прилагательное в значении существительного называют субстантивным, т. е. раскрывающим «субстанцию», сущность предмета.
Числительные представляют:
- подлежащее: «тысяча не стоит его одного» (тип подчёркивания — одна черта);
- именная часть сказуемого: «пятью восемь — сорок» (двойная черта);
- определение: «первый праздник года» (волнистая черта);
- дополнение: «сто делится на пять, на четыре» (пунктир);
- обстоятельство: «когда тебе девятнадцать» (точка-тире).
Решая вопрос о том, как подчеркивается числительное, необходимо устанавливать его значение и уровень подчинения.
Тире между подлежащим и сказуемым
Тире ставитсяТире не ставится1. Подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже (с нулевой связкой).Москва — столица нашей Родины; Дважды два — четыре.
1. Подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже, но:а) связка не нулевая (Брат был умный человек; Война есть безумие);б) при сказуемом есть сравнительный союз (как, будто, словно, точно, вроде как, всё равно что, что и др.) (Звёзды будто алмазы; Небо точно море);в) перед сказуемым стоит частица не (Бедность не порок);г) между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово (Сергей, кажется, врач); иногда — наречие (Сергей теперь известный художник), союз (Сергей тоже врач), частица (Март только начало весны);д) перед сказуемым стоит относящееся к нему дополнение (Сашка мне друг);е) сказуемое предшествует подлежащему (Хороший человек Фёдор Кузьмич);ж) подлежащее и сказуемое образуют неразложимый фразеологический оборот (Два сапога пара).
2. Подлежащее и сказуемое выражены инфинитивами или один из них — инфинитив, а другой — существительное (числительное) в именительном падеже.Курить — здоровью вредить.Мой долг — предупредить тебя об опасности.
2
Подлежащее и сказуемое выражены инфинитивами или один из них — инфинитив, а другой — существительное (числительное) в именительном падеже, но порядок слов обратный (сказуемое стоит перед подлежащим) и пауза между подлежащим и сказуемым отсутствует (Какое счастье сына обнимать!).Обратите внимание: если пауза есть, то тире ставится и при обратном порядке слов (ср.: Это большое искусство — ждать). 3
Сказуемое присоединяется к подлежащему с помощью слов это, вот, это есть, значит (в значении это есть), это значит (тире ставится перед этими словами).Поймать ерша или окуня — это такое блаженство; понять — значит простить; безумство храбрых — вот мудрость жизни
3. Сказуемое присоединяется к подлежащему с помощью слов это, вот, это есть, значит (в значении это есть), это значит (тире ставится перед этими словами).Поймать ерша или окуня — это такое блаженство; понять — значит простить; безумство храбрых — вот мудрость жизни.
3
Перед словами это, значит тире не ставится, если:а) значит является вводным словом (в значении следовательно): Солнечные пятна исчезли; значит, солнце склонилось за полдень;б) значит является глаголом в значениях:1. «означать (о словах, знаках, жестах)» (Кирджали на турецком языке значит витязь, удалец);2. «свидетельствовать о чём-то» (Если я молчу, то это не значит, что я с тобой согласен);3. «иметь значение, быть существенным» (Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать);в) это является подлежащим, выраженным указательным местоимением: Это (что?) моя дочь; Это (что?) интересно).
Как определить роль существительного
Чтобы понять, как подчёркивать существительное в словосочетании рядом с прилагательным или глаголом, подставляют вопросы. Если таким способом не получается определить, выясняют, какова роль этого слова. Зачем данная лексическая единица в предложении? Что показывает? Что изменится, если его убрать?
Подлежащее
Этот член подчёркивают одной прямой линией. Он всегда будет ответом на вопросы прямого падежа «Кто?», «Что?». Примеры:
- С самого утра идёт (что?) снег.
- На улице залаяла (кто?) собака.
- Молодая (кто?) учительница начала вести урок.
Определение и роль подлежащего
Важно различать существительные, стоящие в именительном и винительном падежах. Во втором варианте неодушевлённое существительное имеет такой же вид, как в И. п., например, «Вижу (что?) лес», но подлежащим не является
Для проверки нужно подставить одушевлённый объект. Пример: Вижу (кого?) мальчика
п., например, «Вижу (что?) лес», но подлежащим не является. Для проверки нужно подставить одушевлённый объект. Пример: Вижу (кого?) мальчика.
Сказуемое
В этой роли существительное может стоять рядом с прилагательным и глаголом, а подчёркивают его двумя прямыми линиями. В этом случае ИС представляет собой часть составного именного сказуемого. В прошедшем и будущем времени слово употребляется с глаголом быть, в настоящем — без него. Примеры:
- Та девушка была моей подругой.
- Люда — моя сестра.
- Этот ребёнок будет моим крестником.
«Сестра», «подруга» и крестник» — составные сказуемые, именная часть которых выражена ИС.
В составном сказуемом двойными прямыми линиями подчёркиваются и существительное, и глагол.
Дополнение
Если дополнение выражено существительным, его легко обнаружить в простом и сложном предложении. По смыслу существительное привязано к сказуемому, к которое отвечает на «что делает?» и его варианты в разных временах и наклонениях. Примеры:
Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей и подчёркиваются пунктирной линией. Они разъясняют, уточняют и конкретизируют, что сделал объект, о котором идёт речь.
Информация о дополнении
Определение
Определение называет признак предмета. В предложении его функция состоит в том, чтобы показать признак или принадлежность предмета. Примеры с существительными:
В первом случае видно, что существительное стоит рядом с прилагательным и глаголом, а подчёркивают его волнистой линией.
Определение, выраженное именем существительным, обычно стоит в родительном падеже, реже — дублирует грамматическую форму определяемого ИС. Во втором случае его называют приложением. Это разновидность определения и тоже подчёркивается волнистой чертой. Примеры:
- Разлилась река (какая?) Дон.
- В окно я увидел девочку-(какую?) подростка.
- Расцвели цветочки (какие?) васильки.
Слова «Дон», «подростка» и «васильки» — приложения.
Особенности определений
Обстоятельство
Это довольно непростой член предложения, бывает выражен какими угодно частями речи, включая местоимения, числительные, деепричастия, причастия и наречия. Если существительное стоит в одном из косвенных падежей, чаще всего это означает, что оно играет роль обстоятельства. Вопросительные конструкции, которые к нему подходят:
- «где?», «куда?», «откуда?»;
- «почему?», «отчего?», «по какой причине?», «на каком основании?»;
- «как?»;
- «зачем?», «с какой целью?» и т. д.
Штрих-пунктирная линия, обозначающая обстоятельство
Обстоятельство подчёркивают одной линией, состоящей из тире и точек.
Возможные падежи: родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.
Различают 8 разновидностей: обст-во уступки, условия, сравнения, цели, причины, места, образа действия и степени, времени. Примеры:
- (Где?) На картине нарисован снег.
- Сверчок тикает, (как?) как ходики.
- Уехал (куда?) на отдых.
- Физкультурой нужно заниматься (зачем?) для укрепления организма.
Таким образом, главное — правильно задать вопрос и выяснить, в каком падеже стоит слово.
Как подчеркивать все части речи
Иногда в русском языке можно запутаться и допустить ошибку, что нельзя делать, ведь от этого зависит смысл предложения и качество речи. Для выделения главных элементов предложения мы обычно подчёркиваем их. Но так как частей речи много и все они важны, то мы подчёркиваем их по-разному.
Как подчёркивать главные члены
Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое. Подлежащее – это первое из главных слов в предложении, которое является существительным, отвечающим на вопросы «кто?» и «что?».
Подлежащее подчёркивают обычной прямой линией. Однако, подлежащее может быть и прилагательным, и местоимением, и наречием, и чем угодно.
Чтобы не запутаться, нужно запомнить, что подлежащее – субъект темы, о которой говорится в предложении.
В качестве примера можно взять предложение: “машина едет по дороге”. В этом случае «машина» — подлежащее, а «едет» — сказуемое.
Как подчёркивать второстепенные члены
Существует несколько второстепенных членов предложения:
- Определение.
- Дополнение.
- Обстоятельство.
Определения обычно предстаёт в виде прилагательного как характеристика предмета. Отвечают на вопросы «какой?», «чей?», и подчёркиваются волнистой линией. Дополнение подчёркивается пунктирной линией и является объектом сказуемого, например, в предложении: “отправить посылку”. Также дополнение может быть представлено в разных падежах.
А вот обстоятельство выражает признак самого действия. Признаком может быть время, образ и степень, место, цель, причина, условие или какое-либо сравнение характеризующее тему, о которой говорится в предложении, например, предложение: «Зимой идёт снег» или «Магазин продуктов расположен на площади».
Обстоятельство подчёркивается пунктирной чертой с точками.
Как подчеркивать части речи
> Русский язык > Как правильно подчеркиваются части речи в предложении
При изучении русского языка в школьную программу включают темы, связанные с рассмотрением разных частей речи, из которых строится предложение. При письме каждая из них выделяется с помощью специального подчеркивания. В процессе разбора предложения преподаватель уточняет месторасположение его составляющих и объясняет, как они подчеркиваются.
Согласно правилам русского языка, обычное предложение состоит из 2 видов членов:
- главные — подлежащее и сказуемое;
- второстепенные — определение, обстоятельство, дополнение.
Как подчеркивать все части речи
Иногда в русском языке можно запутаться и допустить ошибку, что нельзя делать, ведь от этого зависит смысл предложения и качество речи. Для выделения главных элементов предложения мы обычно подчёркиваем их. Но так как частей речи много и все они важны, то мы подчёркиваем их по-разному.
Как подчёркивать главные члены
Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое. Подлежащее – это первое из главных слов в предложении, которое является существительным, отвечающим на вопросы «кто?» и «что?».
Подлежащее подчёркивают обычной прямой линией. Однако, подлежащее может быть и прилагательным, и местоимением, и наречием, и чем угодно.
Чтобы не запутаться, нужно запомнить, что подлежащее – субъект темы, о которой говорится в предложении.
Сказуемое – второй главный член предложения, который определяется вопросами: «что делал?», «что сделал?», «что происходит с объектом темы?». Обычно, хоть и не всегда, сказуемое выражено глаголом, или другим элементом, указывающим на происходящее с объектом темы. Сказуемое подчёркивается двумя прямыми линиями.
В качестве примера можно взять предложение: “машина едет по дороге”. В этом случае «машина» — подлежащее, а «едет» — сказуемое.
Как подчёркивать второстепенные члены
Существует несколько второстепенных членов предложения:
- Определение.
- Дополнение.
- Обстоятельство.
Определения обычно предстаёт в виде прилагательного как характеристика предмета. Отвечают на вопросы «какой?», «чей?», и подчёркиваются волнистой линией. Дополнение подчёркивается пунктирной линией и является объектом сказуемого, например, в предложении: “отправить посылку”. Также дополнение может быть представлено в разных падежах.
А вот обстоятельство выражает признак самого действия. Признаком может быть время, образ и степень, место, цель, причина, условие или какое-либо сравнение характеризующее тему, о которой говорится в предложении, например, предложение: «Зимой идёт снег» или «Магазин продуктов расположен на площади».
Обстоятельство подчёркивается пунктирной чертой с точками.
Как подчеркивается какая часть речи?
Если Вы имеете ввиду члены предложения, то они подчеркиваются следующим образом:
подлежащее (кто? что?) – сплошной линиейсказуемое (что делает?) – двумя сплошными линиямиопределение (какой?) – волнистойдополнение (кого? чего? кем? чем?) – пунктиромобстоятельство (как? где? куда?) – пунктиром с точкой
Спасибо, я делал домашку по русскому, и там было написано подчеркнуть каждый член предложения, в том числе и наречие. Но нам не объясняли как подчёркивать наречие, и тут вы помогли.
Как определить спряжение глагола?
Это сделать очень легко, нужно поставить глагол в Н.Ф.(неопределённую форму) и если он оканчивается на “ить” то это глагол 2-ого спряжения, если же на любое другое сочетание букв с “ть” то это глагол 1-ого спряжения. Но не стоит забывать про исключения. У второго спряжения “брить” и “стелить”,а у первого их гораздо больше. “Гнать” “держать” “дышать” “обидеть” “слышать” “видеть” “ненавидеть” “зависеть” “терпеть” “смотреть” “вертеть”.
Как правильно писать: приду или прийду?
Изначально в языке не было слова «идти», было «ити». Буква «д» прилипла просто для удобства произношения. Никакой морфологической функции она не выполняет. А вопрос – прийти или придти – возник именно из-за проверочного слова «идти». До 1956 года допускались оба варианта, иногда было даже «притти», но потом лингвисты собрались в кучу, почесали головы и пришли к единому мнению. Правильно – приду. А выпадающие буквы – не редкость для русского языка.
Откуда выражение “художник должен быть голодным”?
Это первый ответ автора, оцените его!
Но подобные мысли озвучивались и раньше. В произведениях Чехова, Бальзака, Уайльда и многих других. Я отдельно хочу отметить замечательную и очень остроумную книгу Анри Мюрже “Сцены из жини богемы”, где рассказывается о четырех друзьях, занимающихся искусством, которые изо все сил стараются жить под девизом “художник должен быть голодным, а если деньги появляются, то надо их потратить за час, чтобы снова стать голодным”. Постепенно к концу повествования они начинают понимать, что, может быть, это не совсем верный подход.
Какие виды сказуемого вы знаете?
В русском языке сказуемое бывает трех видов:
1) Простое глагольное – сказуемое выражено одной формой глагола. Пример: Я помыл посуду (сказуемое – помыл).
2) Составное глагольное – к глаголу добавлется вспомогательный глагол (мочь, жедать, хотеть и т.д.) или краткое прилагательное (рад, готов, должен и т.д.). Примеры: Я иду гулять (сказуемое – иду гулять). Мама была рада подарку (сказуемое – была рада).
3) Составное именное – к глаголу-связке (быть, стать, казаться, являться, называться и т.д.) добавляется другая часть речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное, наречие, краткое причастие). Пример: Осенью листья на деревьях стали желтыми (сказуемое – стали желтыми). Я был самым первым, кто поздравил ее с праздником (сказуемое – был первым).
Как подчеркивается обстоятельство?
ОпределениеОбстоятельство обозначает различные условия протекания действия, признак предмета или другого признака и отвечает на вопросы: где? куда? откуда? зачем? по какой причине? с какой целью?
Обстоятельство зависит от сказуемого, от которого к этому второстепенному члену предложения следует задавать синтаксический вопрос:
А в конце зимы (когда?) мы своих снегирей выпускали (куда?) на волю (В. Песков).
В предложении обстоятельство подчеркивается линией «штрих-точка-штрих-точка».
Какие вопросы задаются к обстоятельству?
По значению различают разные виды обстоятельств, к каждому из которых задается свой синтаксический вопрос:
обстоятельства места
- идти куда? домой,
- остаться где? в лесу,
- увидеть откуда? издали,
обстоятельство времени
- распустились когда? весной,
- помню с каких пор? с детских лет,
обстоятельство причины
- расстроиться почему? из-за неудачи,
- отсутствовать по какой причине? по болезни,
обстоятельство цели
- остаться зачем? для выяснения обстоятельств,
- идем с какой целью? узнать,
обстоятельство образа действия
- спускаться как? осторожно,
- готовиться каким образом? тщательно,
обстоятельство меры и степени
- почернелый в какой степени? слегка,
- зрелый насколько? почти,
обстоятельство уступки
отправимся несмотря на что? несмотря на мороз,
обстоятельство условия
не прибудет вовремя при каком условии? в случае задержки рейса,
Обстоятельства выражаются словами разных частей речи и сочетаниями слов:
- наречием (глубоко нырнуть),
- существительным в косвенном падеже (расстроиться от досады),
- деепричастием и деепричастным оборотом (вздохнуть, отвернувшись от нас),
- инфинитивом (присесть послушать прибой),
- фразеологическим выражением (написано черным по белому).
Как и что подчеркивается?
В предложении чаще всего выделяют два главных члена (подлежащее и сказуемое) и три второстепенных: дополнение, определение и обстоятельство. Они подчеркиваются так:
Подлежащее – одной чертой
Сказуемое – двумя чертами
Дополнение – пунктиром (тире-тире-тире)
Определение – волнистой линией
В некоторых учебниках рекомендуется главный член односоставного предложения подчеркивать тремя чертами.
Приложение – это вид определения, поэтому оно тоже подчеркивается волнистой линией.
Это правда, что члены предложения любят выражаться определенными частями речи. Но все же некорректно ставить вопрос, как подчеркивать части речи. Надо определить член предложения, иначе можно сильно ошибиться.
Структурные особенности аналитического, комбинированного и комплексного дополнений. Прямое дополнение
Аналитическое дополнение выражается:
- сочетанием «служебное слово + знаменательное дополнение»: «надеюсь на успех»;
- сочетанием «полуслужебное слово + полнозначное»: «факт непричастности», «сорт вина»;
- фразеологическим сочетанием: «пожарище заросло иван-да-марьей».
Комбинированное единое дополнение выражается:
- Двумя морфологическими дополнениями: «подарил мне колечко»; «попросил руки и сердца».
- Сочинённой формулировкой из двух и более дополнений: «Шерочке с Машерочкой — парочке не разлей вода»; (перед тем как подчёркивается подлежащее, определяется сказуемое, выраженное существительным).
- Количественной группой: «потратил столько времени»; «подать стакан воды»; «любовь к трём апельсинам».
Комплексное единое дополнение выражается:
- группой «существительное + инфинитив + наречие»: «попросим наглеца убраться прочь»;
- группой разнопадежных существительных, местоимений: «считал царя тираном»; «звали её колдуньей»;
- придаточным дополнительным предложением: «верил, что всё наладится» (верил чему, во что?).
К одному сказуемому могут относиться несколько дополнений, соблюдающих между собой определённую иерархию. Главное дополнение занимает относительно сказуемого прямую позицию, определяемую ролевым падежом либо очерёдностью. Остальные дополнения считаются косвенными. При разборе предложения с комплексным единым дополнением необходимо различать, как подчёркивается глагол инфинитивной формы в роли дополнения (пунктиром) и как — в роли сказуемого (двойной чертой).
Метод определения роли
Для того чтобы правильно подчеркивать местоимение, потребуется определить, какую из синтаксических ролей оно выполняет в конкретном предложении. Чтобы не ошибиться, нужно:
- Выделить в предложении два главных члена. Обычно таковыми являются сказуемое и подлежащее.
- Обозначить второстепенные члены предложения, если они присутствуют.
Чтобы проверить правильность отнесения местоимения к соответствующей части речи, следует разобраться в том, на какие вопросы оно отвечает:
- Если это подлежащее, то оно отвечает на вопросы «кто?» и «что?». Например, «Она сварила кашу», «Никто не пришел».
- Если это часть составного именного сказуемого, то проверочными вопросами будут «что делать?» и «что сделать?». Например, «Бутерброд оказался ничей», «Кот был ваш».
- Определение тоже отвечает на два вопроса: «какой?» и «чей?». Например, «Оля занимается спортом каждый день», «Приехали мои друзья».
- Если это дополнение, то оно отвечает на ряд вопросов: «кого?», «чего?», «что?», «кому?», «чему?», «кем?», «чем?», «о ком?», «о чем?». Например, «Коля ничего не сделал», «Мы о них не думали».
- Обстоятельство также может отвечать на несколько вопросов: «как?», «где?», «куда?», «когда?», «откуда?», «зачем?» и «почему?». Например, «Вина лежала на нем», «Алексей не мог бежать из-за этого».
Таблица-помощник
Предлагаем вам таблицу, которая может помочь в выполнении грамматических разборов. В ней даны вопросы и части речи, которыми указанный член предложения может выражаться.
Член предложения |
Как подчеркивается |
Вопросы |
Части речи |
подлежащее |
Одной чертой |
Кто? Что? о чем говорится в предложении? |
Существительное, местоимение, числительное, инфинитив, синтаксически неделимое сочетание (анютины глазки, Иван Иванович, три девицы и т.п.) |
сказуемое |
Двумя чертами |
Что делает? Что это? Каков? Что сообщается о подлежащем? |
Глагол в личной форме, инфинитив, безличный глагол (в безличной форме), существительное, прилагательное, местоимение, числительное, наречие, причастие (обычно в краткой форме), фразеологизм, синтаксически неделимое сочетание (высокого роста и т.п.) |
дополнение |
Пунктиром |
Вопросы косвенных падежей |
Существительное, местоимение, инфинитив, синтаксически неделимое сочетание |
определение |
Волнистой линией |
Какой? Чей? Который по счету? |
Прилагательное, причастие (и то, и другое – только в полной форме), местоимение, числительное, инфинитив, существительное |
обстоятельство |
Точка-тире |
Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? В какой степени? |
Наречие, деепричастие, существительное, местоимение, инфинитив |
Что мы узнали?
Части речи не подчеркиваются – подчеркиваются члены предложения. Причем одна и та же часть речи может быть разными членами предложения и подчеркиваться, следовательно, по-разному. Надо определить член предложения и тогда уже подчеркивать слово.
-
Вопрос 1 из 5
Начать тест(новая вкладка)