Как лучше запоминать и применять в жизни прочитанное
Содержание:
- Методы запоминания
- Как выбрать подходящую книгу
- Техники развития скорочтения
- Практические советы
- Сколько можно запомнить и почему человек забывает
- Простые правила запоминания
- Технологии чтения с высоким уровнем запоминания
- Лучшие техники
- Память можно улучшить
- Как запомнить много информации за короткий срок?
- Иностранные тексты
Методы запоминания
Фото: Reuters
Существует два эффективных метода запоминания, которые вам пригодятся — это интервальные повторения и выделение важного
Интервальные повторения
Интервальные повторения — самый простой способ запомнить нужную информацию. Ученые называют эту технику «одним из самых выдающихся феноменов в области обучения».
Когда вы узнаете что-то новое, ваш мозг хранит эту информацию в нейронах. Затем эти нейроны соединяются с уже существующими нейронами, в которых содержится информация, которую вы уже знаете. Так возникает ассоциативная цепочка.
Но дело в том, что ваш мозг физически не способен за один день построить прочную ассоциативную связь. Поэтому если вы будете зубрить одно и то же целый день, то вы вряд ли запомните то, что учили.
Ученые выяснили, что гораздо эффективнее узнать что-то новое, и подождать как минимум один день, прежде чем повторять эту информацию. Так вы даете своему мозгу время на укрепление ассоциативных связей, чтобы он был готов к повторению материала.
Если у вас через неделю экзамен, лучше заглядывать в свои записи один раз в день в течение недели, чем 30 раз зубрить их каждые два дня. Несмотря на то, что вы будете учить материал реже, результат будет более эффективным — ведь вы используете метод, который основывается на естественной работе вашего мозга.
Выделение важного
Фото: Flickr
Выделение важного — это техника, которая помогает вам собирать всю информацию во что-то более удобоваримое. Вот как ей нужно пользоваться:
- Прочитайте все заданные главы учебника за день до занятия. Выделите только самую важную информацию в тетради, помимо той, что уже обведена рамкой, подчеркнута или выделена как-то иначе. Обычно в первом предложении параграфа заключается основная мысль.
- На лекции делайте заметки от руки. Когда нужно будет повторить материал, обязательно ими воспользуйтесь.
-
После того как прочтете весь материал, прочитайте только заголовки, первые предложения параграфов и всю информацию, которую выделил автор и вы сами. Ознакомьтесь с итогами главы — обычно в этом разделе собраны все основные идеи материала.
Большая часть ключевых идей заключена в заголовках, первых предложениях и выделенном тексте. Например, в первом предложении обычно сжато изложена основная суть, а дальше автор ее раскрывает. Если вы уже целиком прочитали эту главу, то уже примерно представляете, о чем в ней идет речь. Прочитав только первое предложение, вы вспомните все содержание. - Таким образом, вы сможете всего за пять или десять минут повторить главу, на прочтение которой у вас бы ушел целый час.
- Не забывайте каждый день заглядывать в собственные записи. Вы делали их самостоятельно, а значит вам не придется долго их читать. Интервальное повторение поможет вам хорошо их запомнить перед экзаменом.
Как запоминать формулы
Помимо интервальных повторений, тут пригодятся собственные записи. Заведите тетрадь, где подробно разберите каждую формулу с примерами
Когда вы будете учить материал, выделяя самое важное, не забудьте заглянуть в нее и изучить разбор и примеры
Просматривайте свои записи раз в несколько дней, и такие интервальные повторения помогут вам быстро вспомнить решение формулы на экзамене.
Как выбрать подходящую книгу
Самый ответственный этап — выбор произведения. Правильно выбранное произведение с большей вероятностью срезонирует с вашим мироощущением и доставит вам удовольствие.
Если вы — начинающий читатель, избегайте книг, в которых:
- присутствуют чуждые вам идеи. Например, если вы феминистка, не читайте «Унесенных ветром». Или можете рискнуть, но учтите, что периодически будете негодовать от фраз вроде «Войны будут всегда, потому что так устроены люди. Женщины — нет» или «Когда женщина не может плакать, это страшно». Вместо романа Маргарет Митчелл лучше возьмите «Джейн Эйр»: в этой книге тоже описывается сильная женщина, на долю которой выпадает множество испытаний, — но совсем в другом тоне;
- сложный язык и много непонятных слов. Вполне нормально выбирать книгу по степени доступности для понимания: вы не выиграете от напряженного перечитывания страницы по нескольку раз. Уровень сложности подходящих вам текстов вырастет со временем и с тренировкой. Например, не хватайтесь сразу за постмодернизм с его искаженным и ломаным синтаксисом. Постмодернистский текст — сложная головоломка, над которой придется пораскинуть мозгами. Например, переводчик американских постмодернистов Максим Немцов говорит, что роман Томаса Пинчона «Край навылет», состоящий из неатрибутированных фрагментированных фраз, принадлежащих разным персонажам, нужно читать, наклонив голову: «Тогда точка сборки сдвинется — и сразу всё станет понятно». Если вы пока не готовы к таким акробатическим трюкам, выберите что-то попроще;
- много символов и отсылок. Приятно понимать, на что намекает автор. По этой причине неподготовленным читателям часто рекомендуют избегать «Улисса» Джеймса Джойса. Сам Джойс о сложности своего романа сказал: «Я вложил в эту книгу столько головоломок и загадок, что профессора еще многие столетия будут спорить о том, что я имел в виду». Если всё-таки хотите познакомиться с творчеством этого писателя, начните с «Портрета художника в юности» или «Дублинцев»;
- проблематика не соответствует вашему возрасту. Одна и та же книга по-разному «заходит» в разные периоды жизни. В 14 лет «Над пропастью во ржи» читается совсем иначе, чем в 24 года. А многие произведения вообще стоит отложить на потом. Например, мало кому из десятиклассников на самом деле понятна «брачная тоска» Анны Карениной: несмотря на то, что героиня погибает в 28 лет, Лев Толстой во многом писал ее с себя, имея за плечами большой опыт семейной жизни. Совсем иначе роман будет читаться после какой-нибудь годовщины свадьбы. Или взять хотя бы повесть Хемингуэя «Старик и море», в которой он описывает мироощущение и «последнюю битву» пожилого человека. В юности она будет менее понятна, чем в более зрелом возрасте, и может показаться скучной.
Техники развития скорочтения
Фокус внимания — Понадобиться карандаш, ручка или палец
Они необходимы для того, чтобы взгляд при чтении фиксировался на их кончике и внимание не рассеивалось. Эта техника позволяет увеличивать скорость чтения при ежедневных тренировках в три раза
Чтение фразами, а не словами — Мы фиксируем взгляд на словах, а нужно научиться фиксировать взгляд на фразах из 3-4-5 слов. Этот навык тоже тренируется, вы смотрите на одно слово, но видите рядом стоящие слова и улавливаете смысл фразы.
Быстрый темп чтения — Разделите весь процесс обучения скорочтению на три этапа. Вначале учитесь держать фокус внимания, потом читать фразами, и потом можно уже наращивать темп чтения. Рекомендуемый темп чтения при обучении скорочтению: 1 секунда – 1 строка. Даже если вы первоначально ничего не понимаете, не беспокойтесь, навык восприятия придет позже.
Практические советы
Научиться пересказывать прочитанное желательно еще до школьного возраста. Но далеко не все взрослые могут легко пересказать текст. Чтобы этот процесс не доставлял трудности, необходимо постоянно практически совершенствоваться. Для этого разбейте работы на этапы.
-
Этап словарной работы. В научном или техническом тексте не всегда все слова знакомы и понятны. Их необходимо выписать и узнать значение. В художественном произведении это можно делать в процессе второго этапа.
-
Этап знакомства с текстом. Определяются части смыслового порядка, выделенные определенной мыслью в научном тексте. В любом случае необходимо отвечать на вопрос «о чем здесь говорится» на протяжении чтения. К концу должен быть составлен план из ключевых моментов. Конспект можно зафиксировать на бумаге.
-
Этап обобщения. Здесь произведение оценивается, делаются выводы, подводятся итоги, вычленяются идеи. Главное – определить впечатление, произведенное текстом. После этого этапа лучше сделать паузу, отвлечься и заняться другими делами.
-
Завершающий этап. Повторное чтение необходимо, чтобы освежить в памяти моменты, которые остались за пределами первого прочтения. После этого нужно пересказать текст, по возможности не заглядывая в первоисточник, пользуясь конспектом.
Чтобы начало пересказа не вызвало затруднений, используйте ассоциации – запомните обстановку, в которой происходило заучивание, сам текст, книгу. В произведении художественного плана можно вспомнить, с кем ассоциировались герои. Размышляя таким образом, подглядывайте в книгу. Есть несколько хитростей, которые способствуют более качественному запоминанию и пересказу:
-
визуализируйте картинку в подробностях, со звуками, ароматами, снимайте в голове кино;
-
проговаривать вслух при первом прочтении не нужно, иначе целостной картинки в голове не сложится;
-
пересказывать легче, если есть человек, который готов вас слушать;
-
читайте как можно больше книг – это расширяет словарный запас и тренирует память;
-
самые сложные моменты перечитайте несколько раз;
-
не используйте электронные носители информации, вычитка печатного текста более продуктивна.
Сколько можно запомнить и почему человек забывает
Существуют два вида памяти: кратковременная и долговременная. Объем и той, и другой отличается от человека к человеку. В среднем информация в кратковременной памяти хранится не больше 30 секунд.
Срок хранения информации в долговременной памяти зависит от того, как часто человек обращается к тем или иным воспоминаниям. Если какая-то информация «пылится», то нейронные связи, отвечающие за это воспоминание, ослабевают и разрушаются, а данные забываются. Это естественный процесс.
У некоторых людей память совсем уж короткая, на это влияет ряд факторов:
- Дефицит интеллектуальных тренировок;
- Хаотичность поступающей информации;
- Усталость и жизнь в условиях стресса;
- Отсутствие личного интереса к получаемой информации;
- Неуверенность в себе (говоря «У меня плохая память, что уж тут сделаешь», человек даже не пытается запомнить новый материал).
А теперь осветим несколько интересных фактов о памяти:
За раз мы можем запомнить от 5 до 9 единиц информации: цифра, слово, образ и т.д. Правда, за 1 единицу принимается только то, что вам хорошо знакомо. Если какое-то слово вы слышите в первый раз, то на его запоминание уйдет намного больше ресурсов, то есть его можно рассматривать как несколько единиц. К такому выводу пришел гарвардский психолог Джордж Миллер (1957 год). Он проводил эксперимент по запоминанию цифр, слов и букв на студентах и выяснил, что за раз человек может запомнить 5 – 9 единиц.
Забывание, как и запоминание, естественный процесс
Мы забываем то, что нам неинтересно, неважно для нас (нейробиолог НИЦ «Курчатовский институт» Ольга Ивашкина, 2019 год).
Люди могут помнить от 1000 до 10 000 тыс. лиц, в среднем – 5 000
Это выяснили психологи из Йоркского университета в результате эксперимента (2018 год).
Если сравнивать объем памяти человека с объемом памяти компьютера, то он равен миллиону гигабайт (данные из Института биологических исследований Дж. Солка, Калифорния, 2018 год). Выходит, что человек может помнить дословно тысячи книг, фильмов, событий, языков и т.д. Почему же тогда мы с таким трудом запоминаем номер телефона и забываем дни рождения друзей? Все дело в активности нейронов и количестве нейронных связей. Если набор нейронов у всех людей примерно одинаковый (около 100 млрд нейронов), то количество и качество связей отличается.
Человеческий мозг способен концентрироваться одновременно на 4 задачах – не больше (Нельсон Кован, психолог из Университета Миссури-Коламбия, 2008 год).
Неужели возможности по запоминанию ограничены, и это нельзя исправить? Конечно, нет. Мы можем запоминать больше информации, если использовать все 4 канала восприятия: кинестетический, аудиальный, дигитальный и визуальный.
Притом важно учитывать, что на первые три приходится только 10% успеха, а 90% информации мы запоминаем за счет визуального представления. Поэтому так важно сопровождать текст наглядными материала: диаграммами, таблицами, картинками, схемами и т.д
Однако вместе с этим важно делать скидку на индивидуальные особенности человека. Наверняка, вы слышали, что по преобладающему типу восприятия люди делятся на кинестетиков, визуалов, аудиалов и дигиталов
Однако в чистом виде эти типы почти не встречаются, поэтому запоминание через образы и остается столь популярным
Наверняка, вы слышали, что по преобладающему типу восприятия люди делятся на кинестетиков, визуалов, аудиалов и дигиталов. Однако в чистом виде эти типы почти не встречаются, поэтому запоминание через образы и остается столь популярным.
Существует целая наука о запоминании, основанная на визуальном восприятии – мнемоника. Чуть ниже мы поговорим о мнемотехниках, а пока разберем общие способы по запоминанию информации.
Людей с выдающимися возможностями памяти называют гипермнемониками. Такие люди помнят каждую секунду своей жизни в мельчайших подробностях. Сам синдром называют гипермнезией и относят его к болезням, нарушениям памяти.
Простые правила запоминания
Для упрощения усвоения информации воспользуйтесь следующими советами и хитростями.
Ассоциации
Ассоциативное мышление поможет легко запомнить нужные данные. Его суть в привязывании новой информации к уже существующей в нашей памяти. Цепочка воспоминаний приведёт вас к тому, что вы запоминали.
На практике новую информацию можно связывать с чем-то похожим: словами, песней, мысленным образом и т.д. Например: восьмёрка похожа на перевёрнутые очки, самолёт на птицу, лампа на грушу, а каждого нового знакомого можно связать с каким-либо животным.
Точно также используются противоположные понятия: хотите запомнить объект чёрного цвета – подумайте о том, что чёрное – это противоположность белого.
По теме: Как улучшить свою память
Обращайте внимание на обстановку, в которой вы находитесь, когда запоминаете. Начиная вспоминать, где вы были, что видели и чувствовали, вы сможете вспомнить нужные данные
Лучшее время для запоминания – раннее утро
Повторение
Способность запоминать напрямую зависит от того, сколько раз мы повторим новую информацию. Но к этому нужно подходить с умом, используя приёмы повторения:
- активное повторение;
- пересказ.
Процесс активного повторения предполагает осмысление запоминаемой информации. То есть при каждом повторении старайтесь прокручивать в голове образы и ассоциации, отвечать на вопросы, связанные с запоминаемым материалом.
Пересказ используется, когда информацию не нужно запоминать дословно. В этом случае активизируется речевое мышление и в голове откладывается способ воспроизведения информации.
Записывание
Записывайте важную информацию. При этом разбивайте материал на отдельные элементы и выделяйте главные моменты. Не старайтесь переписать всё книжным языком – пересказывайте и записывайте своими словами.
Мозг вынужден обрабатывать записываемую информацию, благодаря чему она лучше закрепляется в памяти.
Рекомендуем: Правда ли, что мозг работает только на 10%
Разбивка на мелкие элементы и структурирование
Много нового материала практически невозможно запомнить одним блоком. Разбивайте материал на мелкие блоки, в каждом выделяя главные моменты: подчёркивания, раскрашивания, схемы и рисунки. Это эффективный способ, т.к. большинство людей настроены на визуальное восприятие.
Отличным примером является разбивка номера телефона, когда вместо +79191234567 записываем +7 (919) 123-45-67.
Мнемоника
Она помогает фиксировать в памяти большие блоки информации, которые зачастую логически не связанны между собой.
Выделим основные мнемонические приёмы:
- Буквенный код. Образование фраз из первых букв. В пример возьмём фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» – по первым буквам можно быстро вспомнить все цвета радуги.
- Ассоциации. В мнемонике основная ставка делается на создание ярких и необычных ассоциаций.
- Рифмование. Чтобы запоминать информацию, можно составить рифмованные пары слов или даже небольшие стихотворения.
- Созвучие. Этот метод отлично зарекомендовал себя в запоминании терминов и иностранных слов.
- Метод Римской комнаты. Создайте в воображении комнату и расставляйте запоминаемые объекты в ней, связывая их с предметами интерьера. Чтобы что-то вспомнить, просто представьте эту комнату и найдите нужную информацию.
Применяйте новые знания на практике
Отличный вариант запомнить новое – подискутировать на эту тему, обговорить её с собеседниками. Проговаривая и прослушивая вновь изученную тему, вы сможете быстро и качественно запоминать информацию, которая пока еще является для вас новой.
Мотивация
Понимание и желание также являются важным стимулом к запоминанию. Если вы пытаетесь запомнить материал «через силу» без желания это сделать, у вас уйдет намного больше усилий и времени для запоминания.
Это пригодится: Как побороть свою лень
Поэтому перед тем, как приступить к запоминанию, убедите себя в том, что вам интересно это делать, постарайтесь вызвать желание выучить материал и подумайте о преимуществах, которые вы получите в результате. В этом случае у вас получится запомнить намного быстрее и эффективнее.
Чем полезнее и интереснее информация, тем её проще запомнить!
Технологии
У каждого под рукой всегда есть мобильный гаджет, который может быть отличным средством для хранения данных. В магазине приложений множество вариантов не только для структурированного ведения записей, но и для тренировки памяти.
Технологии чтения с высоким уровнем запоминания
Как же здорово не просто уметь много и быстро читать, но еще и запоминать прочитанное. И в этом деле вам нужно понять – прерогативой будет тренировка внимания. Это ключевое понятие высокого уровня запоминания.
Характеристика факторов внимания:
концентрация – уровень вашей собранности;
устойчивость показывает, как долго вы можете концентрироваться;
переключение внимания – как быстро вы можете сменить объект концентрации;
объем – количество предметов, охваченных вниманием при условии быстрого их предъявления.
Ежедневная обязательная норма внимания – это 2–3 газеты, 1 журнал, 100–150 страниц любой книги.
Теперь рассмотрим самые интересные технологии чтения с запоминанием.
- Пересказ. Прочитайте на предельной своей скорости страницу любого текста. Отложите книгу в сторону. Вслух перескажите прочитанное. Если сделать именно так, то вероятность того, что через 3–7 дней вы вспомните прочитанное, велика. Если игнорировать пересказ, остаточная информация через неделю может равняться паре строк.
- Приучите себя первое время вручную работать с текстом. В ход идут выделения, подчеркивания, обводки важных мест в тексте. Если вы к тому же визуал, для вас это особо ценная привычка. Лучше запоминать информацию помогает ее деление (главные мысли, важные уточнения), а выделенные фрагменты проще запоминаются зрительно.
- Прочитайте страницу текста очень быстро. Постарайтесь (можно перед зеркалом) вспомнить содержание первого абзаца, а потом последнего. Прочтите текст еще раз. Напишите на листке 5–6 тезисов текста, которые позволяют не просто понимать его смысл, а служат опорой для пересказа.
- Сделайте полезной привычкой заучивание стихов. Это подходит и взрослым, и детям. Стандартная норма – одно стихотворение в неделю (не менее 5 «столбиков»). Для детей это одна из лучших тренировок памяти, а еще развитие речи, эмоционального отношения к чтению и т. д. Взрослые тоже через пару месяцев еженедельного запоминания стихов заметят, что память их улучшилась. Поразительно, но и скорость чтения тоже вырастет.
- Читайте на ночь. В спокойной, тихой обстановке, не «приправляя» чтение чем-нибудь вкусненьким, не включая фоном телевизор. 30–60 минут сконцентрированного чтения. После этого примите душ и сразу спать. А утром попробуйте про себя воспроизвести прочитанное. Многим это помогает – текст вспоминается в подробностях.
- Пишите изложения. Повторяйте это школьное упражнение 2–3 раза в неделю. Читаете статью, одну страницу книги или одну часть учебного параграфа. Читайте быстро, один раз, после чего пишите изложение этого текста (можно и печатать). Смысл не в том, что вы должны написать близко к тексту, а в сознательной замене слов синонимами, реструктуризации текста. Это упражнение позволит научиться читать таким образом, чтобы информация запоминалась не так, как она предстает в тексте, а так, как вам удобнее ее понять и воспроизвести.
Лучшие техники
Личные пометки – то, о чем очень часто забывают люди во время чтения. А ведь этот метод – не что иное, как письменное фиксирование основной мысли. Вы можете подчеркнуть понравившуюся вам формулировку или выписать ее в специально предназначенный для этого блокнот. Позже, просматривая свои записи, вы сможете восстановить в памяти большую часть прочитанного, особенно если читали не бегло, а обдуманно.
Если вы работаете со значительным объемом информации, попробуйте каталогизировать ее, разбить на подгруппы. Например, «цитаты», «идеи», «слоганы» и т.п. Если вы читали нон-фикшн на тематику, которая вполне применима в жизни, – примените то, что советуют в книге.
Визуализация
Отличным способом запоминания информации для людей, которые мыслят картинками, является визуализация. Если вы читаете художественную книгу, у вас перед глазами наверняка разворачивается кино – вы видите героев, наблюдаете за тем, как они действуют в заданных обстоятельствах, следите за развитием событий. Таким же образом следует поступать с любым текстом, который вам нужно зафиксировать в памяти – будь то эссе о зимнем лесе или статья о преимуществах завещания квартиры перед договором ее дарения. Только визуализация должна быть чуть другой, такой, какая поможет вам запомнить чуть лучше.
Возможно, она будет сочетаться с методикой ассоциаций, то есть вы визуализируете не совсем картинку из прочитанного, а ассоциацию, которая у вас возникнет в связи с прочтением. Это действует по той же схеме, по которой мы, услышав песню, вспоминаем, как танцевали под нее с симпатичным одноклассником, и мысленно переносимся в то время. Таким образом можно вспомнить не только события, которые произошли в то время, но и разговоры, запахи, кто во что был одет и как причесан – ведь вся эта информация хранится в нашей памяти, никуда из нее не исчезая, и только от нас зависит, вспомним ли мы ее.
Ассоциации
Один из наиболее доступных и при этом легких способов – придумать ассоциации с тем, о чем вы читаете и что вам нужно зафиксировать в памяти. Это могут быть первые буквы слов или, наоборот, если вам нужно запомнить буквенный код (ЕАМДКТ, к примеру), придумать предложение, где каждая буква будет началом каждого слова (еловый авокадо мягко двигался к тарелке). Можно придумывать абсолютно любые ассоциации, которые помогут вам лучше запомнить – цветовые, цифровые, зрительные, слуховые.
Придумывание совершенно глупых, на первый взгляд, предложений вполне оправданно – мы придаем им смысл, а значит, отлично запоминаем. Когда мы придумали предложение, мы визуализируем его, то есть видим глазами души авокадо, который двигается к тарелке. Как только мы увидели это, мы это запомнили.
Метод повторения И.А. Корсакова
Очень своеобразный метод запоминания предложен И. А. Корсаковым. Он основан на многократном припоминании. Материал предлагается заучить с помощью любой из удобных вам мнемотехник, после чего, не подглядывая (так как предполагается, что вы все помните), припомнить – выписать или воспроизвести иным образом, например, посредством надиктовки на телефон всей информации, которую вы запомнили.
Далее необходимо провести сверку с источником информации. Если есть ошибки или вы что-то пропустили, то нужно запомнить еще раз эту информацию, после чего вновь припомнить ее. Как только вы воспроизвели всю информацию правильно и без пробелов, нужно приступить к ее многократному припоминанию, то есть воспроизведению много раз без сверки с первоисточником.
Метод Цицерона
Этот метод очень прост и необычайно эффективен. Он основан на так называемой расстановке запоминаемых единиц информации в той комнате, которая хорошо известна запоминающему, по порядку. Если вы все сделали правильно, то как только вы вспомните обстановку в этой комнате, вы воспроизведете информацию, которую запоминали. Таким образом и действовал Цицерон, готовясь выступить перед публикой, – он расхаживал по комнатам своего дома и занимался расстановкой ключевых моментов своей речи.
Если вы хотите испробовать эту технику улучшения запоминания, определитесь, какая последовательность будет у вас во время обхода помещения. Решите, на какие места вы будете расставлять то, что желаете запомнить.
Пиктограммы
Этот метод предложил А. Р. Лурия и первоначально его предлагали для запоминания детям. Суть его в том, что ребенку зачитывались некоторые слова в количестве от 20. На каждое слово ему предлагалось нарисовать так называемую пиктограмму, то есть схематический рисунок, который отражал бы суть названного понятия. Далее ребенок должен был, глядя на каждую из пиктограмм, вспомнить, какое понятие он в ней «зашифровал». Это происходило не сразу, а через полчаса или час.
Память можно улучшить
Вам наверняка известны люди с фотографической (или почти фотографической) памятью. Они знают слова всех песен, записанных за последние четыре года, напоминают вам, что вы сказали им три года назад, и никогда не забывают ничьих дней рождения (или годовщины «дня нашей встречи» или «дня первого поцелуя» и т.д.).
Photo by Christopher Campbell on Unsplash
И хотя некоторые люди как будто от природы наделены даром запоминания информации, хорошую память — как и хорошую концентрацию — можно развить. Вы будете контролировать, что оставить в своей голове, а что допустимо и забыть.
Некоторые люди запоминают относительно легко и не имеют сложностей с удержанием больших объемов данных. Другие сетуют на свою дырявую память, которая, кажется, больше теряет, чем сохраняет. Улучшению вашей способности к запоминанию поглощаемой информации может поспособствовать несколько факторов.
Уровень интеллекта, возраст и опыт сказываются на том, насколько хорошо вы запоминаете
Вам нужно определить, как эти факторы влияют на вашу память, и научиться максимизировать отдачу от прикладываемых вами усилий.
Заложить надежный фундамент — очень важно для хорошей памяти. Большая часть процесса обучения — это лишь добавление к тому, что вы уже знаете
Так, например, справиться с органической химией, не изучив основ, будет практически невозможно. Расширяя фундамент базовых знаний, вы улучшите свою способность запоминать новую информацию.
Мотивация — ключевой фактор улучшения вашей памяти. Один мой друг, абсолютный фанат бейсбола, кажется, знает всю бейсбольную статистику с начала времен. Он может выдать вам уровень подготовки и пропущенные мячи практически всех игроков, расписание игр любимой команды на весь сезон… да и других команд тоже! И хотя я бы не сказал, что он самый умный парень из всех, что мне доводилось встречать, он, очевидно, любит бейсбол и крайне мотивирован запомнить все, что может, о любимом виде спорта. Наверное, и у вас есть свой интерес. Будь то кино, музыка или спорт — вы заполняете свой мозг огромным количеством информации. Выходит, если вы можете выучить столько об одном предмете, вы способны многое запомнить и о другом — даже о химии. Надо просто научиться себя мотивировать.
Метод, система или процесс запоминания информации крайне важны для улучшения памяти. Они могут включать вашу мыслительную организацию, хорошие образовательные привычки, мнемонические формулы — средства, которые вы применяете при необходимости что-то вспомнить.
Использовать выученное незамедлительно — столь же важно для запоминания. Это хорошо — фиксировать в памяти список терминов для их быстрого поиска, однако если вы хотите, чтобы информация задержалась в голове надолго, вы должны способствовать заучиванию, применяя эти знания. Например, можно добавить новое слово в свой повседневный словарь и корректно употреблять его в разговорах.
Изучение иностранных языков для многих людей становится разочаровывающим опытом, если у них нет возможности за пределами класса применять разговорные навыки на практике. Именно поэтому студенты языковых групп часто присоединяются к дискуссионным клубам или учатся за границей — чтобы закрепить запоминание изученного материала, пользуясь своими знаниями.
Как запомнить много информации за короткий срок?
Каждый из нас иногда сталкивается с необходимостью запоминания большого объема важной информации. Например, школьники и студенты перед экзаменами
Или люди, недавно устроившиеся на новое место работы. Им нужна недюжинная память при чтении и освоении всей документации и информации, необходимой для вхождения в должность. Конечно, всем информацию хочется лучше запомнить и при этом правильно, желательно с первого раза. Посмотрим, какие же приемы способствуют исполнению таких желаний.
В первую очередь надо определиться, для чего нужна эта информация. Если человек осознает, что она важна и значима, то он обычно ставит цель запомнить ее при любых обстоятельствах. Когда вы полностью понимаете необходимость освоения той или иной информации, то проблема большого объема и коротких сроков отпадает автоматически. Такой настрой на работу по запоминанию приходит быстро и безболезненно, при этом активизируются дополнительные возможности и резервы.
Выделить правильное время для освоения информации. Практика показывает, что существует наиболее благоприятное для запоминания время. Это 1-2 часа утром после пробуждения, а также 1-2 часа вечером перед сном. В течение дня, когда в наше сознание направлено много потоков различной информации, процесс запоминания большого объема чего-то конкретного проходит сложнее.
Вникнуть в суть
Как уже было сказано выше, запоминается быстрее и качественнее лишь та информация, которая воспринимается осмысленно, а не просто зазубривается.
Концентрировать внимание на самых ярких и интересных эпизодах запоминаемой информации, на удивительных, впечатляющих, практически полезных моментах.
Тезисно выписывать из текста самое главное в определенной последовательности. Запоминание информации с первого раза нередко оказывается сложным процессом, поэтому можно при репетиционном воспроизведении изученной информации опираться на план-подсказку.
Обсуждать, передавать и проговаривать вслух информацию
Попытайтесь рассказать и объяснить тему, которую изучаете сами, кому-нибудь еще. Найдите слушателя и вообразите, что вы учитель или преподаватель. Во время устной передачи изучаемой информации процесс запоминания идет лучше и легче. А когда собеседник задает вопросы, то это оказывает еще большую пользу, мозг активизирует свою работу и начинает изыскивать ответы не в заученных наизусть записях, а с помощью собственной логики. Если же не нашлось желающих вас выслушать, проговорите материал вслух воображаемому слушателю.
Для лучшего запоминания информации надо не просто заново ее перечитывать, а стараться вспоминать, лишь подсматривая в записи.
Иностранные тексты
Так как запомнить объёмный текст на английском бывает много сложнее, чем на русском, то времени для его запоминания потребуется больше. Быстро выучить отрывок на иностранном языке можно с помощью аудио плейера.
Занимаясь делами, находясь в транспорте, следует прослушивать текст – мозг в это время требует «пищи», скучая, поэтому запоминать информацию ему интереснее.
Важно быть не просто слушателем, а вдумчивым собеседником: некоторые фразы на английском полезно повторять за диктором. Легко отложится материал, если делать к нему рисунки во время прослушивания
Полезно делать к рисункам оригинальные креативные подписи на английском языке.