Как вдохновить подростка учиться: пять типов мотивации

Содержание:

Как распознать мотивацию?

Возьмите лист бумаги. Ваша задача — представить, что есть какой-то волшебник, способный исполнить любые ваши желания. Но при условии, что вы за ближайшие пять минут напишите все это в виде списка. Что напишите в этом списке за пять минут, то и будет у вас в жизни. Что не успеете, то это никогда и никак не реализуется. Нам нужно по разным направлениям жизни создать список того, что хотелось бы иметь, чем владеть, что приобрести, кем стать, обрести семью

Важно прописать на ближайшие три года то, вы бы хотели успеть достичь. Чтобы потом вы сказали, что эти три года прошли здорово

При этом, следует по всем сферам написать, потому что редко бывает, что человек нацелен только на одну сферу даже на протяжении трех лет. Иначе получится однобоко, и вряд ли это принесет вам счастье. Те, кто знают, чего хотят, пишут быстро, потому что работают над этим.

Вы имеете этот список на руках. Есть такая психологическая особенность, если мы ставим короткий срок, мы сильно переоцениваем свои физические возможности в несколько раз. Если мы ставим долгий срок, нас это совершенно не мотивирует. У нас есть время в запасе, спешить некуда. Посмотрите на этот список с мыслью, как вы это можете реализовать за один год. И посмотрите на свои ощущения.

Те, кто считают, что такое возможно, почувствуйте свое состояние, которое поможет вам собраться, какие-то первоначальные мысли, которые помогут двинуться вперед, ускориться, сделать совсем другие шаги, решения. Появились новые идеи? Ощутите и обязательно зафиксируйте свои ощущения. Ощутите совершенно новый подход, взгляд, отношение к своей производительности. Все, что появляется в этот момент, обязательно запишите.

Важность мотивации

Правильная и здоровая мотивация помогает продвигаться человеку к самым невероятным целям и делает его не только успешным и красивым, порой она заставляет людей двигаться вперед несмотря ни на что. И там где, кажется, что уже ничего изменить нельзя и надо смириться, порой происходит настоящее чудо, которого человек добивается не только своим упорным и титаническим трудом, но, в первую очередь своей верой и желанием достигнуть цели.

Рекомендуем ознакомиться: Как избежать синдрома эмоционального выгорания при долгой работе на одном месте

Чтобы достигнуть «невозможного», нужна правильная мотивация. Такая, что будет продвигать человека к той заветной мечте или потребности.

Как же мотивировать себя? Вот один из методов:

1. Для начала составьте «список вознаграждений». Возьмите лист бумаги и запишите на нем как можно больше вещей, которые доставляют вам положительные эмоции. Это должно быть то, что вы любите, о чем мечтаете, чего хотите. Также можно добавить в список лучшие для вас варианты отдыха и восстановления сил.

Очень важно, чтобы «вознаграждения» в этом списке были реальными, достижимыми. Должна быть возможность получить любое из перечисленных вознаграждений в горизонте от «прямо сейчас» до 1-1,5 недель

Вознаграждения должны быть небольшими, но по-настоящему приятными. Например, «сварить себе чашечку вкусного кофе», «позвонить и поболтать с другом», «прочитать 30 страниц интересной книги», «залипнуть на 15 минут в соцсети», «сделать физкульт-разминку», «поиграть с кошкой» и т.п.

Чем длиннее будет ваш список вознаграждений, тем лучше. Со временем его можно дописывать, добавляя туда все новые «позитивности»

Но важно сделать еще один шаг: оцените каждый из пунктов списка по 5-балльной системе. Если будет оценка «1», то это обычное удовольствие, а «5» ставьте только тем вещам, которые максимально порадуют вас

2. Работайте ритмично, создайте свой собственный режим рабочего дня и придерживайтесь его! Рекомендую погуглить про «помидорный тайм-менеджмент», но если совсем кратко: ставим таймер на 25 минут; 25 минут работаем, потом 5 минут отдыхаем. Такой цикл работы-отдыха и есть один «помидор».

Далее свой рабочий день можно измерять или «помидорами», или выполненными задачами (можно и тем и другим). За каждый выполненный «помидор» (и/или трудовую задачу) присваиваете себе 1 балл. Сколько баллов можно набрать в течение рабочего дня? В среднем 10-12, но бывают трудяги, которые умудряются набрать 20-25 баллов, если ведут учет «помидоры+задачи».

3. Главный шаг в вашей самомотивации – это обмен заработанных баллов на конкретные удовольствия из вашего «списка вознаграждений». Можно обменивать эти баллы в течение дня (можно тратить по 1-2 балла в перерывах между «помидорами»), а можно их накопить и позволить себе какое-нибудь более масштабное удовольствие в конце рабочего дня.

И последнее: не относитесь к этому методу слишком серьезно! Это игровая механика, основанная на радости и удовольствии. Если вы чувствуете, что вам по-прежнему не хочется браться за «помидоры» и зарабатывать игровую валюту (баллы), то имеет смысл еще раз как следует обдумать и отредактировать «список вознаграждений».

КАК НАЙТИ СВОЮ МОТИВАЦИЮ

Найти ответ на вопрос «как найти мотивацию» помогут внутренние мотивы. Именно они стоят за вашей целью, наполняет ваши действия бОльшим смыслом и дает дополнительный заряд энергии, когда начинается спад активности.

Возьмите свою цель и спросите себя: почему она важна для вас. Если ваша цель — заработать определенную сумму денег, помните, что деньги — сами по себе не мотивация. Дайте себе честные ответы, спрашивайте свои “зачем” столько, сколько потребуется.

Разберем упражнение на приведенном примере про заработок денег.

Что принесут мне деньги?

  1. Свободу
  • время с семьей;
  • счастье;
  • новые хобби.
  1. Время
  • на хобби;
  • на восполнение сил;
  • спорт.
  1. Опыт
  • путешествия;
  • впечатления;
  • новые знакомства.
  1. Материальные ценности:
  • дом — комфорт — гармония;
  • машина — возможность быть мобильным.
  1. Накопления
  • финансовая безопасность;
  • спокойствие.
  1. Здоровье
  • более качественная еда;
  • проверка здоровья;
  • бОльший фокус на себе.

Для выполнения упражнения можете использовать приведенные ценности или добавить свои пункты.

Определив свои внутренние мотивы, запишите их и положите список в легко доступное место. Обращайтесь к нему при необходимости, визуализируйте результаты, которые вы хотите получить. И продолжайте движение к цели.

Они видят только плохую сторону во всем, что происходит.

Обычно, немотивированные личности крайне пессимистично относятся к своим шансам на успех.

Психологи называют это низким уровнем самоэффективности, что является врождённой способностью влиять на результат проекта или дела.

Существует множество мифов о том, как с этим справится, например, что нужно записывать свои цели и просто представлять успех. Последнее вообще непродуктивно, потому что вы тратите много энергии на мечтания!

Как быть?

Секрет сохранения мотивации в честной оценке своих способностей и предстоящих вызовов. Иногда тяжёлая цель полезна, потому что она подталкивает человека делать работу лучше. Мы прилагаем усилия, потому что это задание приносит нам личную пользу.

Как себя замотивировать

«Как заставить себя быть лучше» — это чисто философский вопрос. Ведь каждый из нас мечтает о чем-то своем. Может быть Вы уже является мастером какого-то дела, а другой человек мечтает стать как Вы. Так в жизни всегда и бывает. Кто-то хочет стать первым в спринте, кто-то хочет уважение и признание, кто-то хочет себе квартиру, кто-то хочет побольше кавалеров и т.п.

Перечислю шаблонные ответы и советы насчет как себя замотивировать. Вот к примеру типичный список советов:

  • Смотреть (общаться) с успешными людьми
  • Ставить перед собой конкретные цели
  • Понять, что Вас наиболее мотивирует и периодически к этому возвращаться (другими словами получать новый заряд мотивации)

Еще есть несколько экзотических способов. Ну например, мотивация основанная на споре о каком-то достижении (слабая мотивация), мотивация основанная на самовредительстве (Вы сами себе вредите, чтобы потом выйти из сложной ситуации) и т.п. Мое мнение, что такие виды мотивации возникают скорее от безделья и на эмоциях.

Мотивацию также делят на ту, что исходит из вне и ту, что рождается в нас самих. Ну к примеру, если мы хотим стать лучше чисто в своих собственных интересах (не перед кем-то похвастаться, а чисто для себя) — это внутренняя. Внутренняя мотивация зачастую слабая, поскольку человек не склонен делать что-то молчком и без похвалы. Ему обязательно нужно, чтобы его видели, замечали его достижения.

Внешняя мотивация как раз и основана на том, что Вас заметят и в итоге похвалят. Самый простой пример, увидели кого-то на дорогом автомобиле и тут Вы поставили цель купить себе такое же авто или еще лучше. Тут встает вопрос где взять денег. Ага, надо работать, при этом хорошо и много. Теперь встает вопрос как это сделать и т.п. Вроде цель то простая — купить дорогое авто, а чтобы достичь ее — нужно проделать целый список по своему саморазвитию. В итоге, купив авто, Вас будут хвалить, какой Вы молодец. Цель достигнута, на этом мотивация закончена.

Перестаньте игнорировать свою проблему

Запомните, что подобное случается со всеми нами время от времени. Иногда, для того, чтобы снова найти мотивацию, требуются глобальные жизненные перемены, как было в моем случае. Некоторым могут помочь незначительные изменения. К примеру, выключить телефон, компьютер и ненадолго залечь на дно. Чтобы найти источник моей проблемы, мне пришлось полностью проанализировать все аспекты своей жизни. Теперь же во мне много мотивации, энергии и я безумно счастлива.

Если вы сходите с ума от всего, что на вас навалилось, не забывайте следующее: сосредоточьтесь на ОДНОМ аспекте вашей жизни, изменения в котором будут иметь наибольшее влияние.

В моей случае, это было увольнение с работы. Месяцами я так переживала насчет этого, а в итоге все закончилось 10-минутным разговором с моим менеджером. Сразу после этого я почувствовала огромное облегчение.

Сохраните свою ценную энергию на то, что действительно важно для вас в этот момент и мотивация вернется к вам быстрее, чем вы сами себе представляете. И возможно, все что вам действительно нужно – это послушать хорошую музыку или провести вечер за просмотром фильма восьмидесятых годов

И возможно, все что вам действительно нужно – это послушать хорошую музыку или провести вечер за просмотром фильма восьмидесятых годов.

Автор — Kristina Voegele

Перевод статьи — How to Find Motivation When You’re Totally Burnt Out via Клубер

Как работает мотивация через действия

Вернемся к нашему менеджеру по продажам. Он уже давно знает, что для того, чтобы начать больше зарабатывать ему нужно что-то делать. При этом он не торопится действовать, так как ждет лучших времен, всегда находятся такие отговорки как: устал, нет настроения, хочется спать, слишком много дел, мало времени. Многие из нас могут годами откладывать важные дела. Так вот, могу вас обрадовать, или огорчить. Лучших времен не будет. Мотивация тоже не появится, пока не будет действий.

Менеджер всё-таки собирается с силами и определяет, что он ежедневно будет узнавать что-то новое о продажах. Обозначает обязательное время 20 минут в день и приходит к выводу, что 20 минут уделить на развитие сможет. В первый день мотивации как таковой нет (если вы смогли сформировать видение будущего, то она будет). Он просто заставляет себя 20 минут изучать технологию продаж.

Как только он закрывает эту задачу, то начинает чувствовать гордость и радость. Теперь у него выработалось немного мотивации для завтрашнего дня. Завтра приступить будет немного легче. С каждым разом количество внутренней мотивации будет увеличиваться. Выполняя очередное действие, он ежедневно добавляет в свою копилку несколько капель мотивации. Чем дольше он продержится, тем сложнее будет избавиться от данной привычки. Но будьте осторожны: мотивацию очень легко потерять. Как ее сохранить, будем рассматривать в следующей статье “Как сохранить мотивацию”.

Компетентность

Вы видели когда-нибудь ребенка, который только учится ходить? Что при этом бросается в глаза первым делом? Малыши падают — и падают часто. И мы не задаемся вопросом, почему так происходит. Это очевидно — потому что они учатся. Но почему они не сердятся? Поднимаясь, чтобы сделать новую попытку, они улыбаются, а вовсе не плачут. Ответ очень прост: они получают удовольствие от того, что растут, учатся и совершенствуют свои умения. Наша третья психологическая потребность — это компетентность.

Компетентность — это наша ежедневная потребность чувствовать себя в состоянии справиться с повседневными сложностями и задачами. Это навык, который мы демонстрируем каждый день и укрепляем тем самым наше чувство роста и процветания.

Каждый, кто хоть раз общался с ребенком двух-трех лет, был атакован бесчисленным количеством «почему?». Почему малыши постоянно задают именно этот вопрос? Потому что им нравится расти и учиться. Мы поощряем приобретение новых знаний, создаем системы обучения — такие, как школы. Но, загоняя ребенка в рамки системы, мы одновременно создаем стресс: нужно зарабатывать хорошие отметки, быть лучшим в классе, участвовать в клубах и кружках, которые дадут дополнительные очки при поступлении в колледж. Мы оцениваем приобретенные ребенком знания, вознаграждая его за отличные показатели «пряником» из золотых звезд, общественной похвалы и премии «студент месяца». Вы задумывались когда-нибудь о том, что происходит с 99,9% детей, которые не получают вознаграждений?

Некоторые системы школьного образования уже обнаружили тщетность подобных программ стимулирования, настроенных на то, чтобы наградить только нескольких лучших и разочаровать всех остальных. Сейчас популярна тенденция «Трофей получают все!». Однако и это решение не обеспечивает эффективного обучения и обратной связи, в которых дети нуждаются для удовлетворения потребности в компетентности.

Мотивация детей к учебе не работает по той же причине, что и мотивация взрослых к работе: они уже мотивированы. У детей есть естественная психологическая потребность учиться и расти. Попытки подкупа пряником или угроза кнута лишь отталкивают их от естественной тяги к обучению. Мы спрашиваем себя, что произошло с тем ощущением чудесного, что живет в каждом ребенке, когда смотрим на него спустя несколько лет учебы в школе. Дети, которые когда-то уступили неэффективным методам мотивации, теперь потребляют на рабочих местах нездоровую мотивационную пищу, «состряпанную» из тщательно продуманных вознаграждений и программ стимулирования.

Вы не можете просто взять и «наложить» на человека рост и обучение. Но вы можете продвинуть идею такой среды обучения, которая не будет подрывать в людях чувство компетентности. Какой сигнал посылается сотрудникам, если обучение — это первое, на чем компания экономит средства в нестабильное время? Что говорит о нашей вере в чужие возможности тот факт, что дополнительное образование предоставляется в первую очередь топ-менеджерам и руководителям высшего звена? Ирония состоит в том, что компании вытаскивают их из офисов на мультитренинги, тем самым лишая их привычного окружения и возможности на деле усовершенствовать свои навыки лидерства. Еще реже такие компании склонны обеспечить обучение рядовых сотрудников, дать им шанс выделиться. Такое положение вещей ненормально. У людей должно быть ощущение компетентности на месте, где они проводят большую часть времени. Если они не чувствуют себя компетентными на работе, эта ущербность распространится на все области их жизни.

В конце каждого дня не спрашивайте себя: «Чего я достиг сегодня?» Спрашивайте: «Чему я сегодня научился? Как я вырос?»

Кейс #2

«Я ведущий менеджер по работе с партнерами.

Опыт работы 3 года.

Перешел в работу с партнерами из логистики.

Живу в Екатеринбурге.

Работаю в хорошей компании, но уперся тут в потолок и хочу переехать в Москву.

Я хорошо зарабатываю, получаю 80 тысяч рублей.

На переезд с учетом аренды жилья рассматриваю 120 тысяч рублей.

Хочу найти компанию с интересными задачами и умным руководителем».

Разбор кейса:

В качестве основной мотивации кандидат заявляет пожелания к профессиональному росту. Именно их нужно перепроверить в первую очередь. Из его рассказа непонятно, уперся он в потолок в рамках своей компании или своего города. Также смущают пожелания по заработной плате в привязке к переезду, так как в них, очевидно, нет никакого роста уровня качества жизни.

Плюс, наём сотрудника на зарплату ниже рынка создает для работодателя риск, что его легко сможет перекупить любой из конкурентов, как только сотрудник переедет в Москву.

С помощью двух проективных вопросов попробуем также определить, что пытается сделать кандидат: избежать негативного опыта в отношении руководителя и профессиональных задач или повторить свой позитивный опыт.

Вопросы:

  • Что такое потолок для менеджера по работе с партнерами?
  • Как менеджер по работе с партнерами понимает, что он уперся в потолок?
  • На какие интервью успели сходить в Екатеринбурге?
  • Почему именно Москва, а не другой город?
  • Как посчитали цифру в 120 тысяч рублей?
  • Кто такой умный руководитель?
  • Что такое интересные задачи?

Не забывайте, что вы – герой

Уэстли было легче всего разыгрывать из себя жертву. В конце концов, во время пыток он испытал сильную боль и практически погиб.

Вместо того, чтобы страдать, Уэстли, сразу после того, как вернулся к жизни, сосредоточил все свои силы на спасении любви всей своей жизни. Он не забывал, что он – герой, несмотря на то, что мог не чувствовать себя в тот момент как таковой.

Когда вас покидают силы, легче всего начать винить всех окружающих и чувствовать себя жертвой обстоятельств. Я испытала это на себе.

Если мы хотим увидеть изменения в своей жизни, нам необходимо не забывать, что мы – герои своих историй. Несмотря на обстоятельства, мы несем полную ответственность за свои действия.

В моей случае, я понимала, что работа является основной причиной моего упадка сил. Я также понимала, что не все в порядке было и с моим здоровьем. Было ясно, что стресс, который я испытывала, никуда не исчезнет, если я не буду предпринимать какие-либо действия.

Мне хотелось уйти с работы и начать свой бизнес из дома, но это казалось мне проявлением эгоизма. Даже несмотря на то, что мой муж советовал мне уволиться, меня все равно не покидало чувство, что я обязана жертвовать собой ради семьи.

Однажды ночью, после нескольких недель, проведенных в комнате матери и ребенка на работе в попытках немного вздремнуть, меня осенило, что я сама была причиной своего несчастья.

Я убедила себя, что слова моего мужа не были искренними и что я обязана оставаться на работе ради него. Правда заключалась в том, что я сама должна разрешить себе вносить те изменения, которые сделают меня счастливее. Мой муж уже дал мне разрешение. Я сама останавливала себя.

Я должна была позаботиться о самой себе. Он не мог поправить мое здоровье или уйти с работы за меня. Я должна была сама все сделать, но я использовала своего мужа как отговорку. Мне казалось, что признав необходимость в перерыве от работы или помощи, я признаю свою слабость.

Я боялась показаться уязвимой. Мне было проще играть жертву обстоятельств, потому что в моем понимании, это делало меня сильной.

Было ли с вами такое? Если да, постарайтесь ответить на эти вопросы:

  • Играли ли вы когда-нибудь Героя или Жертву своей истории?
  • Какой будет ваша следующая роль после роли героя?
  • Что вы хотите сделать и для чего тайно нуждаетесь в разрешении?

Как только вы поймете, что сами ответственны за свое спасение, переходите к следующему шагу:

Кейс #4

«Я специалист по обучению.

Начинал по программе для стажеров в «большой четверке», потом перешел в inhouse.

Работал в крупных компаниях (online e-commerce), но недолго (4–5–6 месяцев).

Уходил, потому что хотел перейти в полноценный отдел T&D, потом было сокращение, последний раз — обманули мои ожидания.

Хочу развиваться в построении эффективных обучающих программ и расти профессионально.

Пожелания по зп — 150 тысяч рублей на руки».

Разбор кейса:

Скорее всего, мы имеем дело с преобладающей финансовой мотивацией. Потому как опыта работы пока недостаточно для того, чтобы просить среднюю по рынку заработную плату в данном сегменте. Но кандидат всячески пытается ее обосновать, расставляя «правильные» акценты: стажировка в большой четверке, работа в крупных e-commerce проектах, стремление попасть в полноценный T&D отдел.

А в первую очередь хочется перепроверить истинность причин смены работы. Финансовая мотивация также не должна быть чем-то угрожающим для кандидата. Нас, как рекрутеров, скорее больше будут интересовать критерии, по которым кандидат внутренне принимает решение о своем повышении, и его стиль коммуникации с руководством в этом вопросе.

Найдите своего врага (и сфокусируйте на нем всю свою оставшуюся энергию)

У каждого героя есть кто-то или что-то, что ему нужно победить. В случае с героем Уэстли, это был его враг, принц Хампердинк. У него была миссия, которая помогла ему сохранить всю свою энергию для решающего момента, когда он наконец-то встретился с Хампердинком лицом к лицу в битве.

Если вы утратили все свои силы, то вероятнее всего, для этого есть причина, с которой вам нужно разобраться, чтобы снова обрести мотивацию. Если вы четко определите эту причину, вам не придется хвататься за все попало и пытаться исправить все аспекты своей жизни

Вы сможете сосредоточить все свое внимание на том, что является четкой причиной вашего состояния

Отсутствие сил и энергии негативно отразиться на всех сферах вашей жизни, поэтому определить явную причину может быть непросто. Я знаю, о чем говорю, поскольку сама была в таком положении.

Мое здоровье сильно ухудшилось, у меня не было сил гулять и проводить время с друзьями, моя работа приносила мне много стресса, справляться с обязанностями мамы было сложно и так далее.

Вот совет, который поможет вам найти причину упадка сил: Покопайтесь в себе. Какие 3 причины, по вашему мнению, привели вас к такому состоянию? Что первое пришло вам в голову? Запишите это. Если вам ничего не приходит на ум и вы застряли, поставьте каждому аспекту из списка ниже оценку (10 – все прекрасно, 1 – все плохо).

  • Карьера
  • Семья
  • Друзья
  • Деньги
  • Вклад
  • Личностный рост
  • Духовная жизнь
  • Здоровье
  • Личная жизнь
  • Веселье

Аспекты с самыми низкими баллами помогут вам определить причину вашего истощения.

Спросите себя, почему у этого аспекта 1 балл? Представьте, что должно произойти или какими вы должны стать, чтобы поставить этому аспекту 10 баллов. К примеру, если вы поставили своей карьере 2 балла, какой для вас должна быть работа на 10 баллов? Представьте ее как можно более детальней и сравните с вашей текущей работой.

К примеру, работой на 10 баллов для вас может быть удаленная работа, в то время как из-за вашей текущей работы вам приходиться много путешествовать и тратить уйму времени на дорогу в офис.

Как только вы поймете причину своего упадка сил, переходите к шагу номер 3:

Мотивироваться — насколько это сложно?

Сложно ли себя замотивировать? Ну во-первых, люди со временем становятся мудрее и сами по себе мотивируют себя что-то делать. Зачастую это связано с какой-то «отсталостью». Например, Вам уже 30 лет и все еще живете с родителями. Здесь есть небольшое исключение с возрастом. Если возраст уже далеко за 40, то с самомотивацией могут быть проблемы.

Во-вторых, в жизни так много всего происходит, что просто некогда сидеть на месте. Везде есть чем заняться, что изучить, что попробовать. И это все мотивирует.

В-третьих — нужно просто желание себя мотивировать. А чтобы иметь это желание нужна мотивация. Получается замкнутый круг. Но из него Вы легко выберитесь, ведь кругом вас что-то происходит. Даже читая эту статью, Вы уже становитесь более лучше и образованней.

Так что мотивироваться не совсем не сложно. Мы сами предрасположены к этому.

Внутренняя положительная мотивация

Желание деятельности –показатель гармоничного развития и психического здоровья. Рассмотрим истоки внутренней мотивации.

  1. Страсть. Желание заниматься чем-либо, интерес, увлеченность. Это самый сильный движущий импульс. Мощнее всего импульс проявлен, если человек занимается любимым делом, несмотря на препятствия. Например, Тарантино снял свой первый фильм, работая в видеопрокате. Ему пришлось найти технику и нанять актеров, будучи никому не известным режиссером. Такая сила намерения позволит любому добиться высот в своей деятельности.
  2. Вдохновение. У некоторых оно возникает, когда есть условия для творчества. Для того, чтобы рисовать нужны краски, чтобы фотографировать – техника. Некоторые хотят начать творить, но не могут в связи с отсутствием материалов. Хайди Клум разработала коллекцию спортивной одежды не потому что очень хотела быть дизайнером, а потому что у нее была возможность это сделать: знакомства в мире моды и материалы для творчества.
  3. Мастерство. Человеку нравится демонстрировать свои гениальные навыки. Достоевский писал романы, потому что ему нужны были деньги, однако он это делал легко, потому что у него хорошо получалось.
  4. Самоутверждение. Высокая самооценка и позитивный образ в глазах окружающих дают энергию для того, чтобы завоевывать симпатии публики. Иосиф Кобзон годами пытался уйти со сцены, но желание оставаться звездой держало его.

Внешняя отрицательная мотивация

Пирамида Маслоу описывает несколько уровней потребностей и, в случае отсутствия удовлетворения основных, человек не может расти и развиваться. Самые сильные потребности – это безопасность, питание, человеческая близость, секс.

«Хочу этим заниматься»: проверьте мотивацию сотрудника в разрезе прошлого, настоящего и будущего

Переходим к вопросам, которые должны вскрыть совпадение или несовпадение в ожиданиях руководителя и желаниях кандидата

Важно проверить, что кандидату нравится сфера, размер компании, уровень должности и спектр задач. Эти параметры можно разделить на три блока:

  • Прошлое — вопросы о том, насколько осознанно человек пришёл в эту область деятельности
  • Настоящее — насколько осознанно он подходит к поиску работы с точки зрения уровня компании и должности
  • Будущее — насколько ему подходят задачи позиции и перспективы компании

Насколько кандидату подходит сфера — оцениваем прошлое

Менее опытным специалистам можно задать такие вопросы:

1. Как складывалось ваше профессиональное продвижение?

2. Что вам нравится в работе бизнес-аналитика / руководителя проектов? Какие задачи менее интересны?

Более опытных можно спросить так: «Какие точки своей карьеры вы считаете реперными? Какие проекты и задачи повлияли на ваше развитие как руководителя или эксперта в своей области? Расскажите про два самых интересных проекта за последние два года».

Эти вопросы показывают, насколько осознанно кандидат выбрал область деятельности и профессию, его проактивность в профессиональном развитии. «Если случайно, значит, не берём» — такое правило здесь не работает. Хорошо, когда выбор осознанный, но случайность выбора не значит, что кандидат окажется плохим сотрудником: человек может прийти в профессию неосознанно, но полюбить её. В таком случае меньшая осознанность выбора в прошлом скомпенсируется ответами из настоящего и будущего.

Насколько кандидат определился с уровнем компании и позиции — оцениваем настоящее

3. Почему вы находитесь в поиске работы?

4. Какие позиции вы сейчас рассматриваете? По каким критериям будете выбирать компанию?

Если кандидат очень немногословен или, напротив, говорит много и хочется большей структурированности, спросите конкретнее: назовите три самых важных для вас критерия при выборе работодателя.

5. Какие ещё предложения вы рассматриваете сейчас?

Вряд ли кандидат захочет назвать конкретные компании — достаточно сектора, размера компании и уровня позиции, поскольку наша задача на этом этапе — понять разброс.

Критерии идеального работодателя помогут соотнести ожидания кандидата с параметрами собственной компании. В целом этот блок вопросов покажет, насколько чётко кандидат понимает свой «калибр» — и насколько широко подходит к поиску работодателя.

Кандидата, который не определился, хочет ли он работать в крупной корпорации или небольшой региональной компании, пойдёт ли в металлургический концерн или предпочтёт маленькую сбытовую компанию, будет сложнее мотивировать, поскольку у него самого нет чёткого представления своего места

Но и здесь важно помнить, что такой разброс может оказаться осознанной стратегией: «Я рассматриваю позиции в крупной западной компании или в небольшой — но с большей степенью ответственности». В этом случае задача руководителя — оценить уместность такого подхода

Будут ли мотивировать кандидата наши задачи — оцениваем будущее

6. Каковы ваши профессиональные амбиции? В чем вы видите свой профессиональный потенциал? А в какие сроки хотели бы достичь этих целей?

7. Как вы считаете, что из вашего опыта будет способствовать решению поставленных задач? А какие компетенции ещё предстоит прокачать?

Этот блок вопросов был бы критически важен для руководителя из второго примера: он показывает, насколько долгосрочные планы кандидата соответствуют задачам позиции и перспективам компании: может ли компания обеспечить рост и развитие, на которые рассчитывает кандидат? Насколько ему будут интересны те задачи, которыми предстоит заниматься? И есть ли у кандидата долгосрочные планы, совпадающие с целями компании, или он в поисках временного или «выгодного» места?

Вывод

Реальные истории подтверждают: все мы испытываем необходимость в автономности, компетентности и принадлежности. Ошибка — думать, что люди не мотивированы. Они просто нуждаются в том, что сами не могут назвать. Знаете ли вы кого-нибудь на своей работе, кто всегда делает здравый выбор, обладает детским ощущением чуда, открыт всему доброму и светлому? Я — нет.

Между тем реальная история мотивации свидетельствует, что люди — это, по сути, ученики, которые стремятся расти, наслаждаться работой, вкладывать свои силы и время в позитивные дела и строить длительные отношения. Не из-за внешних мотивирующих сил, а по своей внутренней сущности.

Это — яркий пример пересечения между моделью «ситуационного лидерства II» (SLII) и моделью «спектра мотиваций». Часто потребность человека в автономии омрачается неверной оценкой своего уровня развития. Согласно SLII, он находится на уровне развития D1 с низкой компетентностью и сильным стремлением к цели, задаче или умению, но его потребность «делать для себя», невзирая на недостаток компетентности, побуждает его неправильно оценивать себя и приписывать себе уровень развития D4 — уровень с высокой компетентностью и серьезными обязательствами.

Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990.

Версия для печати  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector