Компиляция

Подготовка системы

Мы будем компилировать программы, написанные на Си или С++, так как это наиболее используемый язык для программ, которые требуют компиляции. Мы уже немного рассматривали эту тему в статье установка из tar.gz в Linux, но та статья ориентирована больше на новичков, которым нужно не столько разобраться, сколько получить готовую программу.

В этой же статье тема рассмотрена более детально. Как вы понимаете, для превращения исходного кода в команды процессора нужно специальное программное обеспечение. Мы будем использовать компилятор GCC. Для установки его и всех необходимых инструментов в Ubuntu выполните:

Затем вы можете проверить правильность установки и версию компилятора:

Но перед тем как переходить к самой компиляции программ рассмотрим более подробно составляющие этого процесса.

Средства сборки проекта

Традиционно, программа на языке C++ собирается средствами утилиты make исполняющей сценарий из файла Makefile. Сценарий сборки можно писать самостоятельно,
а можно создавать его автоматически с помощью всевозможных средств организации проекта. Среди наиболее известных средств организации проекта можно указать следующие.

  1. GNU Toolchain — Старейшая система сборки проектов известная еще по сочетанию команд configure-make-«make install».
  2. CMake — Кроссплатформенная система сборки, которая позволяет не только создать кроссплатформенный проект но и создать сценарий компиляции под любые известные среды разработки, для которых написаны соответствующие генераторы сценариев.
  3. QMake — Достаточно простая система сборки, специально реализованная для фреймворка Qt и широко используемая именно для сборки Qt-проектов. Может быть использована и просто для сборки проектов на языке C++. Имеет некоторые проблемы с выявлением сложных зависимостей метакомпиляции, специфической для Qt, поэтому, даже в проектах Qt, рекомендуется использование системы сборки CMake.

Современные версии QtCreator могут работать с проектами, которые используют как систему сборки QMake, так и систему сборки CMake.

Виды компиляторов

  • Векторизующий. Транслирует исходный код в машинный код компьютеров, оснащённых векторным процессором.
  • Гибкий. Сконструирован по модульному принципу, управляется таблицами и запрограммирован на языке высокого уровня или реализован с помощью компилятора компиляторов.
  • Диалоговый. См.: диалоговый транслятор.
  • Инкрементальный. Повторно транслирует фрагменты программы и дополнения к ней без перекомпиляции всей программы.
  • Интерпретирующий (пошаговый). Последовательно выполняет независимую компиляцию каждого отдельного оператор оператора (команды) исходной программы.
  • Компилятор компиляторов. Транслятор, воспринимающий формальное описание языка программирования и генерирующий компилятор для этого языка.
  • Отладочный. Устраняет отдельные виды синтаксических ошибок.
  • Резидентный. Постоянно находится в оперативной памяти и доступен для повторного использования многими задачами.
  • Самокомпилируемый. Написан на том же языке, с которого осуществляется трансляция.
  • Универсальный. Основан на формальном описании синтаксиса и семантики входного языка. Составными частями такого компилятора являются: ядро, синтаксический и семантический загрузчики.

Если ваша программа запускается, но окно мигает и сразу закрывается

Некоторые IDE автоматически не приостанавливают экран консоли после завершения выполнения программы. Ваша программа запускается, но окно вывода закрывается, прежде чем вы сможете просмотреть результаты.

Если это так с вашей IDE, следующие два шага решат вашу проблему:

Сначала добавьте или убедитесь, что следующие строки находятся в верхней части вашей программы (пользователи Visual Studio должны убедиться, что эти строки появляются после или , если таковые существуют):

Во-вторых, добавьте следующий код в конец функции (непосредственно перед оператором ):

Это приведет к тому, что ваша программа будет ждать, пока пользователь нажмет какую-нибудь клавишу, прежде чем продолжить, что даст вам время изучить вывод вашей программы, прежде чем IDE закроет окно консоли.

Другие решения, такие как обычно предлагаемое , могут работать только в определенных операционных системах, и их следует избегать.

Ваш антивирус также может блокировать выполнение программы. В таком случае попробуйте временно отключить его и посмотреть, решится ли проблема.

Для пользователей Visual Studio

Visual Studio не будет в конце делать паузу в работе консольного приложения, если оно запускается с отладкой (меню Отладка (Debug) → Начать отладку (Start Debugging)). Если вы хотите, чтобы она сделала паузу, вы можете либо использовать приведенное выше решение с дополнительным кодом, либо запустить свою программу без отладки (меню Отладка (Debug) → Начать отладку (Start Without Debugging)).

Музыка

В музыкальном бизнесе под компиляцией подразумевается некий музыкальный сборник, включающий в себя песни и мелодии на определённую тематику.

Наиболее часто встречающимися музыкальными компиляциями можно назвать сборники разных исполнителей, объединённых одним временем их написания — «Дискотека 80-х (90-2000-х)», или «Хит-парады» от различных студий звукозаписи или радиостанций.

Также компиляцией называется сборник одного исполнителя, составленный из песен, входящих в различные альбомы, или написанные в различные периоды его творческой деятельности.

Классические компиляции

Классическими компиляциями можно назвать следующие типы музыкальных сборников:

  • Сборник лучших хитов определённого исполнителя. Часто выходят в виде коллекционных дисков. Если же певец до сих пор записывает новые вещи, то в подобные сборники могут включаться одно-два новых произведения, чтобы фанаты только ради них приобрели диск целиком.
  • Раритетные сборники одного исполнителя. В них обычно включаются ранее не выходившие версии песен, внестудийные записи, «квартирники» и прочие ценные для фанатов и «музыкальных гурманов» вещи.
  • Полный набор дисков, охватывающий всё творчество определённой группы или певца. Также подобные коллекции могут охватывать обширные по временным рамкам музыкальные произведения определённого жанра – рок-н-ролл, рок, джаз и т.п.
  • Сборники, составленные по какой-либо определённой теме. Например, песни о любви, армейские песни, студенческий фольклор.
  • Хит-парады. Обычно выпускаются в рамках танцевальной поп-музыки, и представляют лучших исполнителей по разным версиям за последний год.  
  • Семплеры. Сборники молодых, но перспективных исполнителей, выпускаемые звукозаписывающими компаниями на деньги продюсерских центров в рекламных целях. Распространяются бесплатно, либо за чисто символическую плату. Выпуск семплеров организуется для «раскрутки» определённого, ещё малоизвестного певца или группы. Семплеры могут предназначаться для широкой публики, или для внутрикорпоративного использования – для продюсеров, редакторов телерадиостанций.

Программирование

В программирование под компиляцией подразумевается переделка кода программы, с целью придания ему большей универсальности. К примеру, определённая программа была создана на одном из компьютерных языков. В связи с этим возникает проблема с передачей этой программы иным пользователям, которые работают в другой программной среде.

После этого компилированную программу можно устанавливать на любом компьютерном оборудовании, без необходимости загрузки подходящего к ней программного обеспечения. Отсюда возникает понятие «компилируемые компьютерные языки», то есть, те из них, которые легко разлагаются на базовые коды.

На сегодня в информатике выделяется порядка десяти типов программ-компиляторов, каждый из которых действует своим, особым способом – самокомпилируемый, инкрементальный, векторизующий и т.д.

Литература

Литературная компиляция более всего отвечает дословному переводу данного термина («кража»). Подобная деятельность заключается в сочинении и составлении неких научных или учебных текстов, основываясь на чужих источниках. При этом не производится их творческая обработка, новое осмысление. В редких случаях компиляцией может являться и литературное произведение, причём как полностью, так и частично.

В этой ситуации компиляцию следует отличать от плагиата – прямого воровства чужой интеллектуальной собственности. В компиляции используется большое число первоисточников, и все они перечисляются либо в виде сносок, либо отдельным списком в конце произведения.

Литературные компиляции обычно преследуют учебные или просветительские цели. Как отдельный вид литературного искусства сформировалась ещё в те годы, когда законодательно установленных положений об авторском праве ещё не существовало. В русской классике к компиляциям в ранние годы своего творчества часто прибегали такие авторы, как М. Лермонтов, К. Батюшков, И. Козлов.

Японская анимация. Полнометражный или короткометражный мультипликационный фильм, созданный по мотивам определённого сериала, в жанре «аниме».

5
1
голос

Рейтинг статьи

Компиляция

Процесс компиляции состоит из следующих этапов:

  1. Лексический анализ. Последовательность символов исходного файла преобразуется в последовательность лексем.
  2. Синтаксический анализ. Последовательность лексем преобразуется в дерево разбора.
  3. Семантический анализ. Дерево разбора обрабатывается с целью установления его семантики (смысла) — например, привязка идентификаторов к их декларациям, типам, проверка совместимости, определение типов выражений и т. д.
  4. Оптимизация. Выполняется удаление излишних конструкций и упрощение кода с сохранением его смысла.
  5. Генерация кода. Из промежуточного представления порождается объектный код.

Результатом компиляции является объектный код.

Объектный код — это программа на языке машинных кодов с частичным сохранением символьной информации, необходимой в процессе сборки.

При отладочной сборке возможно сохранение большого количества символьной информации (идентификаторов переменных, функций, а также типов).

Что такое компилируемый язык программирования?

#include
    int main()
    {
            printf("Hello World");
    }

Выше приведен простой пример программы, написанной на языке программирования C. Это пример компилируемого языка программирования. Чтобы выполнить код, его необходимо запустить с помощью компилятора. Для этого я использую следующую команду Linux:

gcc helloworld.c -o hello

Приведенная выше команда превращает код из формата, удобного для восприятия человеком, в машинный код, который может выполнить компьютер. gcc сам является скомпилированной программой (компилятор gnu c).

Скомпилированную программу можно выполнить, просто запустив имя программы следующим образом:

./hello

Преимущества использования компилятора заключаются в том, что он обычно работает быстрее, чем интерпретируемый код, так как ему не нужно обрабатывать код «на лету» во время работы приложения.

Кроме этого, скомпилированная программа будет проверена на наличие ошибок во время компиляции. Если есть команды, которые не понравились компилятору, то о них будет сообщено. Это позволяет исправлять все ошибки перед запуском программы.

Но то, что программа скомпилирована успешно, еще не означает, что она будет работать так, как вы ожидаете. Поэтому все равно нужно протестировать приложение.

Ничто не идеально. Если есть программа на компилируемом языке С, скомпилированная на компьютере, работающем Linux, я не могу копировать эту скомпилированную программу на Windows и рассчитывать, что исполняемый файл будет выполнен.

Чтобы запустить ту же программу на Windows, нужно будет снова скомпилировать ее, используя компилятор C на компьютере под управлением Windows.

Что такое интерпретируемый язык?

print ("hello world")

Приведенный выше код представляет собой программу на языке python, которая отображает слова «hello world».

Для выполнения кода нужно его компилировать сначала. Вместо этого я могу просто запустить следующую команду:

python helloworld.py

Приведенный выше код не нужно компилировать. Но необходимо, чтобы python был установлен на компьютере, на котором будет работать скрипт.

Интерпретатор python принимает удобный для восприятия человеком код и превращает его в промежуточное «состояние», прежде чем сформировать то, что может прочитать ПК. Все это происходит за кадром, и пользователь увидит только слова «hello world».

Принято считать, что интерпретируемый код будет работать медленнее, чем скомпилированный код, потому что он должен проходить этап преобразования кода в отличие от скомпилированный кода, который просто выполняется.

Хотя это может показаться недостатком, существует ряд причин, по которым интерпретируемые языки полезны. Одна из них состоит в том, что гораздо проще выполнить программу, написанную на Python, в Linux, Windows и OSX. Просто убедитесь, что Python установлен на компьютере, на котором вы хотите запустить скрипт.

Еще одно преимущество заключается в том, что код всегда доступен для чтения, и его можно легко изменить. В случае со скомпилированным кодом нужно найти, где находится код, изменить его, скомпилировать и заново запустить программу.

В случае использования интерпретируемого кода вы открываете программу, меняете ее, и она готова к работе.

Так какой же язык использовать?

Сомневаюсь, что выбор языка программирования для изучения будет определен тем, что вы узнали, какие языки являются компилируемыми.

Несмотря на то, что некоторые языки явно умирают, такие как COBOL, Visual Basic и ActionScript, есть и другие, которые были на грани вымирания, но резко вернулись на прежнее положение, как например, JavaScript.

В общем, мой совет заключается в том, что если вы используете Linux, вам следует изучать Java, Python или C, а если вы используете Windows, изучаете .NET и AngularJS.

Создание проекта в Visual Studio 2019

Когда вы запустите Visual Studio 2019, вы должны увидеть диалоговое окно, которое выглядит следующим образом:

Рисунок 2 – Диалоговое окно «Начало работы» Visual Studio 2019

Выберите Создание проекта (Create a new project).

После этого вы увидите диалоговое окно, которое выглядит следующим образом:

Рисунок 3 – Visual Studio 2019: диалоговое окно создания нового проекта

Если вы уже открыли предыдущий проект, вы можете открыть это диалоговое окно через меню Файл (File) → Создать (New) → Проект (Project).

Выберите Мастер классических приложений Windows (Windows Desktop Wizard) и нажмите Далее (Next). Если вы этого не видите, то вы, вероятно, при установке Visual Studio забыли выбрать установку Desktop development with C++. В этом случае вернитесь к уроку «0.6 – Установка интегрированной среды разработки (IDE)» и переустановите Visual Studio, как было показано (примечание: вместо полной переустановки вы можете запустить установщик Visual Studio и изменить существующую установку, чтобы добавить поддержку C++).

Далее вы увидите диалоговое окно, которое выглядит следующим образом:

Рисунок 4 – Диалоговое окно настройки нового проекта Visual Studio 2019

Замените существующее имя проекта на HelloWorld.

Рекомендуется также установить флажок «Поместить решение и проект в одном каталоге» (Place solution and project in the same directory), поскольку это сокращает количество подкаталогов, создаваемых с каждым проектом.

Нажмите Создать (Create), чтобы продолжить.

Наконец, вы увидите последнее диалоговое окно:

Рисунок 5 – Диалоговое окно параметров проекта Visual Studio 2019

Убедитесь, что тип приложения установлен как Консольное приложение (.exe) (Console Application (.exe)), и что параметр Предкомпилированный заголовок (Precompiled Header) не выбран. Затем нажмите ОК.

Вы создали проект! Чтобы продолжить, перейдите в раздел ниже.

Простой пример компиляции

Рассмотрим простейший проект «Hello world» на языке C++. Для его компиляции мы будет использовать консоль, в которой будем писать прямые команды компиляции. Это позволит нам максимально прочувствовать описанные выше этапы компиляции. Создадим файл с именем main.cpp и поместим в него следующий текст программы.

01. #include <iostream>
02. 
03. int main(int argc, char *argv[])
04. {
05.    std::cout << "Hello world" << std::endl;
06. 
07.    return 0;
08. }

В представленом примере выполнена нумерация строк, чтобы упростить пояснения по коду. В реальном коде нумерации не должно быть, так как она не входит в синтаксическое описание конструкций языка C++.

В первой строке кода записана директива включения файла с именем iostream в текст проекта. Как уже говорилось, все строки, которые начинаются со знака решетки (#) интерпретируются в языках C/C++ как директивы препроцессора. В данном случае, препроцессор, обнаружив директиву включения файла в текст программы, директиву include, выполнит включение всех строк указанного в директиве файла в то место программы, где стоит инструкция include. В результате этого у нас получится большой компиляционный лист, в котором будут присутствовать множество символов объявленных (declaration) в указанном файле. Включаемые файлы, содержащие объявления (declaration) называют заголовочными файлами. На языке жаргона можно услышать термины «header-файлы» или «хидеры».

Чтобы увидеть результат препроцессинга можно воспользоваться опцией -E компилятора g++. По умолчанию, в этом случае, результат препроцессинга будет выведен в стандартный поток вывода. Чтобы можно было удобно рассмотреть его, следует перенаправить стандартный поток вывода в какой-нибудь текстовый файл. В представленном ниже примере это будет файл main.E.

g++ -E main.cpp > main.E

В третьей строке программы описана функция main(). В контексте операционной системы, каждое приложение должно иметь точку входа. Такой точкой входа в операционных системах *nix является функция main(). Именно с нее начинается исполнение приложения после его загрузки в память вычислительной системы. Так как операционная система Windows имеет корни тесно переплетенные с историей *nix, и, фактически, является далеким проприентарным клоном *nix, то и для нее справедливо данное правило. Поэтому, если вы пишете приложение, то начинается оно всегда с функции main().

При вызове функции main(), операционная система передает в нее два параметра. Первый параметр — это количество параметров запуска приложения, а второй — строковый массив этих параметров. В нашем случае, мы их не используем.

В пятой строке мы обращаемся к предопределенному объекту cout из пространства имен std, который связан с потоком вывода приложения. Используя синтаксис операций, определенных для указанного объекта, мы передаем в него строку «Hello world» и символ возврата каретки и переноса строки.

В седьмой строке мы возвращаем код 0, как код возврата функции main(). В организации процессов в операционной системы, это число будет восприниматься как код возврата приложения.

Следующим шагом проведения эксперимента выполним останов компиляции файла main.cpp после этапа ассемблирования. Для этого воспользуемся ключом -S для компилятора g++. Здесь и далее, знак доллара ($) обозначает стандартное приглашение к вводу команды в консоли *nix. Писать знак доллара не требуется.

$ g++ -S main.cpp

Выполнив остановку компиляции после этапа ассемблирование, возможно будет интересно выполнить остановку компиляции и после этапа, который собственно, и выполняет компиляцию, т.е. превращение ассемблерного кода в объектный файл, который впоследствии надо будет слинковать с библиотеками, в которых будет найдено реализация объекта cout, который используется в нашей программе как некий библиотечный объект.

Для остановки компиляции после, собственно, компиляции следует воспользоваться ключом -c для компилятора g++.

$ g++ -с main.cpp

Наконец, если нас не интересуют эксперименты с остановками компиляции на разных этапах и если мы просто хотим получить из нашего файла на языке C++ исполняемую программу, то следует выполнить следующую команду.

$ g++ main.cpp

В результате исполнения этой команды появится файл a.out который и представляет собой результат компиляции — исполняемый файл программы. Запустим его и посмотрим на результат выполнения. При работе в операционной системе Windows, результатом компиляции будет файл с расширением exe. Возможно, он будет называться main.exe.

$ ./a.out

Проекты

Чтобы написать программу на C++ внутри IDE, мы обычно начинаем с создания нового проекта (мы покажем вам, как это сделать чуть позже). Проект – это контейнер, в котором хранятся все файлы исходного кода, изображения, файлы данных и т.д., которые необходимы для создания исполняемого файла (или библиотеки, веб-сайта и т.д.), который вы сможете запускать или использовать. Проект также сохраняет различные настройки IDE, компилятора и компоновщика, а также запоминает, где вы остановились, чтобы позже, при повторном открытии проекта состояние IDE можно было восстановить с того места, где вы остановились. Когда вы решите скомпилировать свою программу, все файлы .cpp в проекте будут скомпилированы и слинкованы.

Каждый проект соответствует одной программе. Когда вы будете готовы создать вторую программу, вам нужно будет либо создать новый проект, либо перезаписать код в существующем проекте (если вы не хотите его оставлять). Файлы проекта обычно специфичны для конкретной IDE, поэтому проект, созданный в одной IDE, необходимо будет заново создать в другой IDE.

Лучшая практика

Создавайте новый проект для каждой новой программы, которую вы пишете.

Если компиляция завершилась ошибкой

Ничего страшного, сделайте глубокий вдох. Вероятно, мы сможем это исправить. 🙂

Сначала посмотрите на сообщение об ошибке, которое вам выдал компилятор. Чаще всего оно будет содержать номер строки, указывающий, какая строка содержала ошибку. Изучите и эту строку, и строки вокруг нее и убедитесь, что нет опечаток или орфографических ошибок. Также убедитесь, что вы не скопировали в код номера строк.

Во-вторых, посмотрите вопросы и ответы в уроке «0.8 – Несколько распространенных проблем C++», поскольку ваша проблема может быть там освещена.

В-третьих, прочтите комментарии ниже – кто-то мог столкнуться с той же проблемой.

Наконец, если всё вышеперечисленное не помогло, попробуйте поискать сообщение об ошибке в Google. Скорее всего, кто-то уже сталкивался с этим раньше и придумал, как это исправить.

Раздельная компиляция

Раздельная компиляция (англ. separate compilation) — трансляция частей программы по отдельности с последующим объединением их компоновщиком в единый загрузочный модуль.

Исторически особенностью компилятора, отражённой в его названии (англ. compile — собирать вместе, составлять), являлось то, что он производил как трансляцию, так и компоновку, при этом компилятор мог порождать сразу машинный код. Однако позже, с ростом сложности и размера программ (и увеличением времени, затрачиваемого на перекомпиляцию), возникла необходимость разделять программы на части и выделять библиотеки, которые можно компилировать независимо друг от друга. При трансляции каждой части программы компилятор порождает объектный модуль, содержащий дополнительную информацию, которая потом, при компоновке частей в исполнимый модуль, используется для связывания и разрешения ссылок между частями.

Появление раздельной компиляции и выделение компоновки как отдельной стадии произошло значительно позже создания компиляторов. В связи с этим вместо термина «компилятор» иногда используют термин «транслятор» как его синоним: либо в старой литературе, либо когда хотят подчеркнуть его способность переводить программу в машинный код (и наоборот, используют термин «компилятор» для подчёркивания способности собирать из многих файлов один).

За и против

Основным аргументом за использование процесса компиляции является скорость. Возможность компилировать любой программный код в машинный, который может понять процессор ПК, исключает использование промежуточного кода. Можно запускать программы без дополнительных шагов, тем самым увеличивая скорость обработки кода.

Но наибольшим недостатком компиляции является специфичность. Когда компилируете программу для работы на конкретном процессоре, вы создаете объектный код, который будет работать только на этом процессоре. Если хотите, чтобы программа запускалась на другой машине, вам придется перекомпилировать программу под этот процессор. А перекомпиляция может быть довольно сложной, если процессор имеет ограничения или особенности, не присущие первому. А также может вызывать ошибки компиляции.

Основное преимущество интерпретации — гибкость. Можно не только запускать интерпретируемую программу на любом процессоре или платформе, для которых интерпретатор был скомпилирован. Написанный интерпретатор может предложить дополнительную гибкость. В определенном смысле интерпретаторы проще понять и написать, чем компиляторы.

С помощью интерпретатора проще добавить дополнительные функции, реализовать такие элементы, как сборщики мусора, а не расширять язык.

Другим преимуществом интерпретаторов является то, что их проще переписать или перекомпилировать для новых платформ.

Написание компилятора для процессора требует добавления множества функций, или полной переработки. Но как только компилятор написан, можно скомпилировать кучу интерпретаторов и на выходе мы имеем перспективный язык. Не нужно повторно внедрять интерпретатор на базовом уровне для другого процессора.

Самым большим недостатком интерпретаторов является скорость. Для каждой программы выполняется так много переводов, фильтраций, что это приводит к замедлению работы и мешает выполнению программного кода.

Это проблема для конкретных real-time приложений, таких как игры с высоким разрешением и симуляцией. Некоторые интерпретаторы содержат компоненты, которые называются just-in-time компиляторами (JIT). Они компилируют программу непосредственно перед ее исполнением. Это специальные программы, вынесенные за рамки интерпретатора. Но поскольку процессоры становятся все более мощными, данная проблема становится менее актуальной.

Рабочие пространства / решения

Когда вы создаете новый проект для своей программы, многие IDE автоматически добавляют ваш проект в «рабочее пространство» («workspace» или «solution») (термин зависит от IDE). Рабочее пространство – это контейнер, который может содержать один или несколько связанных проектов. Например, если вы пишете игру и хотите иметь отдельные исполняемые файлы для одиночной и многопользовательской игры, вам нужно будет создать два проекта. Обоим этим проектам не имело бы смысла быть полностью независимыми – в конце концов, они являются частью одной игры. Скорее всего, каждый из них будет настроен как отдельный проект в рамках одного рабочего пространства.

Хотя вы можете добавить несколько проектов в одно рабочее пространство, мы обычно рекомендуем создавать новое рабочее пространство для каждой программы, особенно во время обучения. Это проще, и вероятность того, что что-то пойдет не так, меньше.

Создание файла исходного кода на языке C и его компиляция из командной строки

  1. В окне командной строки разработчика введите команду , чтобы изменить текущий рабочий каталог на корень диска C:. Затем введите , чтобы создать каталог, и введите , чтобы перейти к этому каталогу. В этом каталоге будут находиться исходный файл и скомпилированная программа.

  2. В командной строке разработчика введите команду . В появившемся диалоговом окне блокнота с оповещением выберите Да , чтобы создать файл simple.c в рабочем каталоге.

  3. В окне блокнота введите следующие строки кода:

  4. В строке меню блокнота выберите команду Файл > Сохранить , чтобы сохранить файл simple.c в рабочем каталоге.

  5. Вернитесь к окну командной строки разработчика. Введите в командной строке, чтобы получить список содержимого каталога c:\simple. Вы увидите исходный файл simple.c в списке каталогов, который выглядит примерно так:

    Даты и некоторые другие данные будут отличаться на вашем компьютере. Если вы не видите файл исходного кода simple.c, убедитесь в том, что вы открыли созданный каталог c:\simple и сохранили файл исходного кода в нем в Блокноте. Кроме того, убедитесь в том, что исходный код был сохранен с расширением имени файла .c, а не .txt.

  6. Чтобы скомпилировать программу, в командной строке разработчика введите .

    Имя исполняемой программы (simple.exe) отображается в информации, выводимой компилятором.

    Примечание

    Если вы получаете сообщение об ошибке, например «cl не распознается как внутренняя или внешняя команда, исполняемая программа или пакетный файл», ошибке C1034 или LNK1104, командная строка разработчика настроена неправильно. Чтобы получить сведения о том, как устранить эту проблему, вернитесь к разделу Открыть командную строку разработчика.

    Примечание

    Если вы получаете другое сообщение об ошибке или предупреждение компилятора или компоновщика, проверьте исходный код, исправьте ошибки, сохраните его и снова запустите компилятор. Для получения сведений о конкретных ошибках введите номер ошибки в поле поиска вверху этой страницы.

  7. Чтобы запустить программу, в командной строке введите .

    Программа выводит следующий текст и затем закрывается:

    Поздравляем! Вы скомпилировали и запустили программу на C с помощью командной строки.

Обзор компиляторов

Существует множество компиляторов с языка C++, которые можно использовать для создания исполняемого кода под разные платформы. Проекты компиляторов можно классифицировать по следующим критериям.

  1. Коммерческие и некоммерческие проекты
  2. Уровень поддержки современных тенденций и стандартов языка
  3. Эффективность результирующего кода

Если на использование коммерческих компиляторов нет особых причин, то имеет смысл использовать компилятор с языка C++ из GNU коллекции компиляторов (GNU Compiler Collection). Этот компилятор есть в любом дистрибутиве Linux, и, он, также, доступен для платформы Windows как часть проекта MinGW (Minumum GNU for Windows). Для работы с компилятором удобнее всего использовать какой-нибудь дистрибутив Linux, но если вы твердо решили учиться программировать под Windows, то удобнее всего будет установить некоммерческую версию среды разработки QtCreator вместе с QtSDK ориентированную на MinGW. Обычно, на сайте производителя Qt можно найти инсталлятор под Windows, который сразу включает в себя среду разработки QtCreator и QtSDK. Следует только быть внимательным и выбрать ту версию, которая ориентирована на MinGW. Мы, возможно, за исключением особо оговариваемых случаев, будем использовать компилятор из дистрибутива Linux.

GNU коллекция компиляторов включает в себя несколько языков. Из них, группу языков Си составляет три компилятора.

  1. g++ — компилятор с языка C++.
  2. gcc — компилятор с языка C (GNU C Compiler).
  3. gcc -lobjc — Objective-C — это, фактически, язык C с некоторой макро-магией, которая доступна в объектной библиотеке objc. Ее следует поставить и указать через ключ компиляции -l.

Компиляция программ Linux

Первое что нам понадобиться — это исходники самой программы. В этом примере мы будем собирать самую последнюю версию vim. Это вполне нейтральная программа, достаточно простая и нужная всем, поэтому она отлично подойдет для примера.

Получение исходников

Первое что нам понадобиться, это исходные коды программы, которые можно взять на GitHub. Вы можете найти исходники для большинства программ Linux на GitHub. Кроме того, там же есть инструкции по сборке:

Давайте загрузим сами исходники нашей программы с помощью утилиты git:

Также, можно было скачать архив на сайте, и затем распаковать его в нужную папку, но так будет удобнее. Утилита создаст папку с именем программы, нам нужно сделать ее рабочей:

Настройка configure

Дальше нам нужно запустить скрипт, который проверит нашу программу на совместимость с системой и настроит параметры компиляции. Он называется configure и поставляется разработчиками программы вместе с исходниками. Весь процесс компиляции описан в файле Makefile, его будет создавать эта утилита.

Если configure нет в папке с исходниками, вы можете попытаться выполнить такие скрипты чтобы его создать:

Также для создания этого скрипта можно воспользоваться утилитой automake:

Утилита automake и другие из ее набора генерируют необходимые файлы на основе файла Mackefile.am. Этот файл обязательно есть в большинстве проектов.

После того как вы получили configure мы можем переходить к настройке. Одним из огромных плюсов ручной сборки программ есть то, что вы можете сами выбрать с какими опциями собирать программу, где она будет размещена и какие дополнительные возможности стоит включить. Все это настраивается с помощью configure. Полный набор опций можно посмотреть, выполнив:

Рассмотрим наиболее часто используемые, стандартные для всех программ опции:

  • —prefix=PREFIX — папка для установки программы, вместо /, например, может быть /usr/local/, тогда все файлы будут распространены не по основной файловой системе, а в /usr/local;
  • —bindir=DIR — папка для размещения исполняемых файлов, должна находится в PREFIX;
  • —libdir=DIR — папка для размещения и поиска библиотек по умолчанию, тоже в PREFIX;
  • —includedir=DIR — папка для размещения man страниц;
  • —disable-возможность — отключить указанную возможность;
  • —enable-возможность — включить возможность;
  • —with-библиотека — подобно enable активирует указанную библиотеку или заголовочный файл;
  • —without-библиотека — подобное disable отключает использование библиотеки.

Вы можете выполнить configure без опций, чтобы использовать значения по умолчанию, но также можете вручную указать нужные пути. В нашем случае ./configure есть, и мы можем его использовать:

Во время настройки утилита будет проверять, есть ли все необходимые библиотеки в системе, и если нет, вам придется их установить или отключить эту функцию, если это возможно. Например, может возникнуть такая ошибка: no terminal library found checking for tgetent()… configure: error: NOT FOUND!

В таком случае нам необходимо установить требуемую библиотеку. Например, программа предлагает ncurses, поэтому ставим:

Приставка lib всегда добавляется перед библиотеками, а -dev — означает, что нам нужна библиотека со всеми заголовочными файлами. После удовлетворения всех зависимостей настройка пройдет успешно.

Сборка программы

Когда настройка будет завершена и Makefile будет готов, вы сможете перейти непосредственно к сборке программы. На этом этапе выполняется непосредственно преобразование исходного кода в машинный. Утилита make на основе Makefile сделает все необходимые действия:

Дальше осталось установить саму программу, если вы использовали опцию prefix, чтобы не устанавливать программу в основную файловую систему, то можно применить стандартную опцию make:

После этого программа будет установлена в указанную вами папку, и вы сможете ее использовать. Но более правильный путь — создавать пакет для установки программы, это делается с помощью утилиты checkinstall, она позволяет создавать как deb, так и rpm пакеты, поэтому может использоваться не только в Ubuntu. Вместо make install выполните:

Затем просто установите получившийся пакет с помощью dpkg:

После этого сборка программы полностью завершена и установлена, так что вы можете переходить к полноценному использованию.

Если вы устанавливали программу с помощью make install, то удалить ее можно выполнив в той же папке обратную команду:

Команда удалит все файлы, которые были скопированы в файловую систему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector