Руководство по musescore 3

Что же делать?

Чтобы не тратить время впустую, мы должны правильно сориентировать наше сознание и изначально оперировать правильными абстракциями. Необходимо найти такой инвариант, который не будет ломаться при смене ключа. Еще лучше, если удастся найти симметрию, которая позволит учить меньше.

И математики и физики в один голос говорят, что симметричный объект изучать проще. Законы и уравнения, использующие принципы симметрии, оказываются существенно проще несимметричных альтернатив.

Тихо Браге посвятил всю свою жизнь астрономическим наблюдениям и составил подробнейшие таблицы, на основании которых Иоганн Кеплер вывел свои знаменитые законы движения небесных тел. До Кеплера астрономы пытались предсказывать движение планет, но ничего путного не получалось из-за чрезмерной сложности траекторий, если смотреть на них с Земли.

Так что симметрия — ключ к пониманию.

Развитие музыкальных способностей ребенка 3–6 лет

Для начала попробуйте разыграть с ребенком сказку (лучше с двумя персонажами), где взрослый будет играть роль героя с низким тембром голоса, а ребенок – с высоким (например, волк и лиса). При этом нужно заранее обговорить с ребенком, какие у действующих лиц будут голоса. Если получится, можно поставить сказку с большим количеством персонажей, привлекая к участию других членов семьи. Также можно озвучивать детские игрушки.

Далее мы пробуем прослушать музыкальную сказку, например, «Петя и волк» Прокофьева:

  1. Сначала расскажите ребенку сюжет сказки, объясните, какие музыкальные инструменты изображают каждого персонажа, какие они по высоте (например, птичку изображает нежная и мелодичная флейта, дедушку и волка — более низкие инструменты).
  2. Пусть при прослушивании малыш сам попробует определить персонажа по тембру, а вы поможете ему в случае необходимости.

Очень хорошо не только слушать музыку, но и разговаривать о ней. После прослушивания попросите малыша рассказать, что он услышал в этой музыке, какая она. Обычно дети очень хорошо определяют характер мелодии и находят подходящие прилагательные. Если ребенок испытывает в этом трудности, подскажите ему нужные слова. Тем самым малыш не только глубже начнет чувствовать музыку, но и значительно обогатит свой словарный запас.

Также хорошо попросить малыша нарисовать музыку – это способствует лучшему восприятию произведения.

Пошаговое изучение расположения нот на гитаре

Итак, начать стоит с самой низкой струны на гитаре. В стандартном строе ноты расположены таким образом:

Следующий шаг – пятая струна. На ней ноты располагаются в таком порядке.

Далее – четвертая струна. В стандарте ноты на ней такие

В стандарте это выглядит так

В стандартном строе это выглядит так

Для стандартного строя разметка следующая

Как можно понять, ноты располагаются точно так же, как и на шестой струне.

День седьмой. Распознавание октав. Поиск нужных нот

Прежде всего, стоит рассказать про принципы, благодаря которым вы быстро сможете найти октаву, и, отталкиваясь от нее, нужную ноту:

  1. Зажатая на седьмом ладу струна будет звучать в октаву к открытой предыдущей. Это распространяется на струны с шестой по четвертую, в случае со второй лад надо зажимать не седьмой, а восьмой.
  2. Если вы, например, зажмете на шестой струне пятый лад, а на четвертой – седьмой, то это будет также октава. Это касается струн с шестой по четвертую, в случае, когда вы зажимаете четвертую и вторую или третью и первую, то сдвиньте верхнюю ноту на один лад вправо.

Запомните эти два простых принципа, и вместе с приведенными выше таблицами вы без труда найдете октавы ко всем нотам на грифе

Это очень важно в таком вопросе, как играть соло,поскольку вам потребуется постоянно находить тонику для возврата в нужное место

День восьмой. Все ноты на пятом ладу

В стандартном гитарном строе ни одна нота на пятом ладу не является промежуточной. Используйте это как памятку для поиска других звуков по всему грифу – достаточно запомнить их расположение, и вы сможете буквально на ходу понять, где находится нужная вам нота.

День девятый. Все ноты на десятом ладу

То же самое касается и нот на десятом ладу – в стандартном гитарном строе ни одна из них не является промежуточной. Это также может служить вам своеобразным ориентиром при игре.

В стандартном строе нота A располагается на следующих ладах

Нота B в стандартном строе располагается на следующих ладах

В стандарте нота C находится на этих ладах

Эту ноту прозвучивают эти лады

Данную ноту обозначают эти лады

Эта нота находится на следующих ладах

Новые возможности в MuseScore 2.0

Для получения дополнительной информации о новых функциях см. Что нового в MuseScore 2, MuseScore 2.0. Примечания к выпуску and Изменения MuseScore 2.0.
Документация по новым функциям доступна в этой главе (кроме информации, об обновлении программы с версии 1,3 до версии 2,0), но для пользователей программы версии 1.x ниже коллекция ссылок, чтобы взглянуть, что можно делать уже сейчас…

  • Альбом (→)
  • и (→)
  • (→)
  • Пользовательская палитра (→)
  • Особенности старинной музыки (→)
  • Генерал-бас (→)
  • Привязанное к сетке передвижение символов и текста нотоносца (→)
  • Захват изображения (скриншот) (→)
  • Инспектор и свойства объекта (→)
  • (→)
  • Импорт MIDI (→)
  • Группировка при переходах партии между нотоносцами (→)

    • Извлечение партий инструментов из партитуры (доступны новые опции) (→Дополнительные темы)
    • и (→)
  • Сохранить/Экспорт (→) — Свойства нотоносца (→)
  • Свинг (→)
  • Табулатура (→)
  • Nonexistant node nid: 39841 (→)
  • Основная палитра (→)
  • Слои и форматирование (некоторые опции были изменены, добавлена новая функция «Применить ко всем частям») (→)
  • Разрывы и разделители, обозначение конца раздела (→)
  • (→)
  • (→)
  • Языковые настройки и обновления перевода (→)
  • Помочь перевести или улучшить перевод (→)
  • (→)
  • Изменение высоты звуков без изменения ритмического рисунка (→)
  • Дополнительные функции (→)
  • Мета-тэги (→)
  • Обновление MuseScore 1.x

Расположение нот на нотном стане

Вы уже знаете, что нота – это музыкальный звук. Ноты отличаются по высоте, и за каждой нотой закреплено свое обозначение. Также вы уже поняли, что нотный стан представляет собой 5 параллельных линий, на которых расположены ноты. За каждой нотой закреплено свое место. Собственно, именно так и можно идентифицировать ноты, глядя на обозначения в нотном стане. Теперь давайте совместим эти знания и посмотрим, как выглядит нотный стан с нотами в самом общем виде (на значки слева пока не смотрим):

Нотный стан (он же нотоносец) – это те самые 5 параллельных линий, которые вы видите на картинке. Кружочки на нотах – это условные обозначения нот. На верхнем нотоносце вы видите ноты для 1-й октавы, на нижнем – ноты для малой октавы.

Точкой отсчета в обоих случаях является нота «до» 1-й октавы, и для нее предусмотрена добавочная линейка. Разница в том, что на верхнем нотоносце ноты идут снизу вверх, поэтому нота «до» 1-й октавы находится внизу. На нижнем нотоносце ноты идут сверху вниз, поэтому нота «до» 1-й октавы находится сверху.

Однако мы помним, что музыкальные звуки охватывают намного больший диапазон, чем малая и первая октавы. Поэтому, чтобы получить полное представление о расположении нот на нотном стане, вам нужно изучить более подробную схему размещения нот:

Самые внимательные из вас увидели, что и на подробной схеме мы видим не все октавы. Чтобы увидеть правильное расположение всех нот, нам снова понадобятся добавочные линейки. Посмотрите, как это выглядит, на примере контроктавы:

А теперь вы уже готовы к тому, чтобы выучить расположение всех нот на нотном стане. Для удобства скоординируем изображение нотного стана с клавиатурой фортепиано, которую вы уже успели рассмотреть, когда проходили урок №1

Обратите внимание, где находится первая нота «до» 1-й октавы относительно линий верхнего и нижнего нотоносца. Мы отметили ее красным цветом:

У большинства из тех, кто видит всю эту картину впервые, возникает вопрос: а как же это запомнить?!.. В общем-то, запомнить вам нужно только расположение первой ноты «до» 1-й октавы, а все остальные ноты располагаются в определенной логической последовательности относительно первой ноты «до».

Более легкому запоминанию нот поможет упражнение «Лезгинка». Как ни удивительно, к музыке оно никакого отношения не имеет, а предназначено для развития координации работы правого и левого полушарий головного мозга у детей . Представьте, что кулак или ладошка с поджатыми пальцами – это кружок для обозначения ноты, а прямая кисть руки, которая упирается в середину ребра ладони – это добавочная линейка нотоносца:

Так вы запомните, что добавочная линейка рассекает пополам кружок, обозначающий ноту «до»:

Дальше будет проще. Ноту «ре» можно представить как кулак, расположенный над вытянутой кистью. Следующая нота «ми» будет рассечена пополам вытянутой кистью, но кисть уже будет изображать не добавочную линию, а нижнюю из пяти линий нотоносца. Для ноты «фа» мы поднимаем кулак над линией, а ноту «соль» рассекаем вытянутой кистью, которая теперь изображает вторую снизу линию нотоносца. Думается, принцип построения нот вы поняли. Аналогично можно выстроить ноты, идущие вниз относительно «до» 1-й октавы.

Есть и другие мнемонические техники запоминания. «Рассеченные» ноты на нотном стане можно запомнить по первым буквам английской фразы Every (Е-«ми») Good (G-«соль») Boy (В-«си») Does (D-«ре») Fine (F-«фа»). Ноты, обозначенные цельными не «рассеченными» кружочками можно запомнить с помощью слова FACE: (F-«фа»), (А-«ля»), (С-«до»), (Е-«ми»).

Если вы хотите освоить специальные мнемотехники, которые помогут запоминать любую информацию, записывайтесь на наш курс «Мнемотехники», и за короткий срок (чуть больше месяца) вы поймете, что никаких проблем с памятью у вас нет. Есть лишь более эффективные техники запоминания, нежели те, которыми вы пользовались ранее.

Итак, с расположением нот на нотном стане, думаем, в целом все понятно. Самые внимательные уже заметили, что при такой расстановке нот места для диезов и бемолей, т.е. повышения и понижения ноты, уже не остается. И вот для этого нам нужны знаки альтерации в нотах.

Длительность нот и пауз

Если до этого момента, в статье мы в основном говорили о высоте нот, то сейчас самое время поговорить о их длительности.

На рисунке ниже, схематически представлены изображения как нот так и пауз, с присущими им названиями:

Длительность нот не измеряется абсолютными величинами времени, такими как секунда, минута и т.п. Представить их длительность можно только в отношении других нот, наглядно это можно посмотреть на следующей схеме:

На нотном стане ноты разной длительности выглядят так:

А паузы соответственно вот так:

Так же следует отметить, что если у головки ноты стоит точка, длительность этой ноты увеличивается на половину продолжительности, то есть в 1.5 раза.

Заключение

В заключении хочется сказать, что не следует бояться нот. В самом начале возможно их освоение вызовет некоторые сложности, в этом случае можно сделать паузу, но не бросать изучение нотной грамоты совсем.

Поверьте со временем все окупится, так как знание нот дает значительное преимущество при игре не только на гитаре, но и на абсолютно любом музыкальном инструменте.

Определенные особенности записи нот

Для записи очень высоких или очень низких нот можно использовать не дополнительные линейки, а знак восьмерки.

Знак восьмерки

В случае расположения специального знака восьмерки выше обычного нотного стана, все ноты, расположенные под пунктиром следует играть на октаву выше. Если знак восьмерки расположен ниже нотного стана – ноты играются на октаву ниже.

Пунктир и сама восьмерка должны быть расположены или над нотоносцем, или под ним.

Длительность нот

Ноты способны отражать не только высоту звука, но и его длительность – протяженность во времени. Самая продолжительная нота называется «целая». Остальные виды протяженности происходят за счет деления целой.

Виды длительности ноты:

  • Целая. Обозначается в виде прозрачного овала. Например, протяженность ее 4 секунды.
  • Половинная. Обозначается в виде прозрачного овала со штилем. Эта нота будет звучать уже 2 секунды.
  • Четвертная. Обозначается в виде закрашенного овала со штилем. Звучит в четыре раза короче, чем целая – 1 секунду.
  • Восьмая. Обозначается также как и четвертная, только штиль на конце имеет специальный флажок в виде хвостика. По длительности занимает всего полсекунды.
  • Шестнадцатая. Имеет два флажка. Для того чтобы заполнить время целой, таких нот нужно будет шестнадцать.
  • Тридцать вторая. Имеет три флажка. Для заполнения времени целой ноты понадобится уже тридцать две таких нот.
  • Шестьдесят четвертая. Имеет четыре флажка. Шестьдесят четыре таких ноты заполняют одну целую.

Ноты могут группироваться между собой, образуя ребро (похоже на букву П). В зависимости от количества флажков объединенных нот формируется и количество ребер.

Ноты с точкой

Использование точки рядом с нотой необходимо для отображения увеличения или уменьшения продолжительности звучания.

Если точка располагается правее от ноты, на половину от ее обычной длительности должна быть увеличена и продолжительность звучания. Также можно увеличить и паузы.

Динамика и музыкальные штрихи

Также как и в человеческой речи, для того чтобы придать музыке эмоциональности, необходимо увеличить или уменьшить силу звука. Это достигается с помощью специальных динамических оттенков.

Еще одним способом придания музыкальной композиции тех или иных оттенков является метод звукоизвлечения, именуемый штрихом. Для каждого музыкального инструмента он индивидуален

Так, для придания оттенка во время игры на фортепиано, внимание обращено на особый образ прикосновения к клавишам. Во время игры на скрипке – на прикосновение смычка

Такие приемы называются «туше».

В музыкальной грамматике используется два основных вида штрихов:

  • Легато. Обозначается в виде нарисованной под нотами дуги. Извлекаемый звук должен быть плавным и перетекаемым;
  • Стаккато. Обозначается в виде точек, расположенных над каждой нотой. Извлекаемый звук должен быть точным, кротким и прерывистым.

Громкость

При игре на синтезаторе громкости нот уделяется не столь большое значение, поскольку современные устройства позволяют регулировать звук, что может привести к некому искажению восприятия. Но для изучения нот рассмотрение их громкости является обязательным процессом.

При изучении нотного стана можно заметить в промежутках обозначение громкости, благодаря чему исполнитель может определить, в каком отрезке мелодия должна усиливаться, а в каком, наоборот, её нужно воспроизвести более плавно и тихо.

Рассмотрим подробнее обозначения громкости и их интерпретацию:

  • f (forte) — мелодия воспроизводится громко;
  • p (piano) — мелодия воспроизводится тихо;
  • mf (mezzo-forte) — мелодия имеет умеренно громкое звучание;
  • mp (mezzo-piano) — мелодия имеет умеренно тихое звучание;
  • ff (fortissimo) — воспроизведение мелодии является очень громким;
  • pp (pianissimo) — мелодия воспроизводится очень тихо, едва заметно.

Также существуют отдельные обозначения для постепенной смены степени громкости:

  • crescendo – так обозначается постепенное возрастание громкости;
  • diminuendo – этим термином обозначено постепенное уменьшение громкости.

Паузы в музыке

Паузой в музыке принято называть момент тишины. Как и ноты, паузы бывают разными по протяженности. Название пауз соответствует названиям длительностей нот, но графическое изображение отличается. Ниже представлены основные паузы и длительности нот, которым они соответствуют.

Мы условились, что пауза — это тишина. Однако играя на пианино и выполняя паузу в партии только одной руки, никакой тишины вы не услышите. А если вам хочется узнать, что такое настоящая музыкальная тишина, вам стоит послушать произведение Джона Кейджа, которое называется «4,33». По задумке автора, музыканты, исполняющие эту композицию, не издают ни единого звука. Аудитория прислушиваться к звукам окружающей среды и, тем самым, приходит в гармонию с ней. Это произведение в авторском исполнении вы можете найти на просторах интернета.

Почему ноты тяжело читать начинающему

Давайте попытаемся разобраться, почему буквы учить легко, а ноты сложно, хотя последних куда меньше?

Мы с детства привыкли, что слова часто пишутся совсем не так, как произносятся. Это пример контекстной зависимости. Те же буквы, но в другом слове могут читаться иначе. В английском языке это выражено еще сильнее. Из-за великого сдвига гласных и иных причин, написание слова может очень сильно отличаться от произношения. В то же время, буквы сами по себе являются контекстно-свободными.

Нотные знаки работают похожим образом, вот только в отличие от букв, вне своего контекста ноты не имеют смысла вообще. Не зная ключа мы просто не сможем прочитать ноту; забыв о действующем знаке альтерации, мы рискуем прочитать ноту неверно. Контекст может варьировать от одной ноты (акценты), одного такта (для случайных знаков альтерации) и до всего произведения (для ключей и знаков при ключе).

Начинающему музыканту требуется не просто запомнить соответствие графических знаков и нот, но и уяснить правила их контекстного использования.

Таким образом, сложность чтения нот проистекает из нелокальной контекстной зависимости, дополненной весьма однообразной графикой (в отличие от букв, все ноты рисуются одинаково). При обучении глазу (и мозгу) просто не за что зацепиться; в итоге выбираемые наивным образом ориентиры как правило оказываются неверными и приходится тратить много времени на переучивание и зубрежку истинных значений «не пытаясь понять логику».

Эволюция нотной записи

Чтобы лучше понять, как читать и считать ноты, нам придется обратиться к истокам и узнать, как формировалась нотная запись.

Как и любую другую информацию, в древние времена музыку передавали из уст в уста. Конечно, люди очень давно осознали потребность в сохранении музыки и перенесении ее на более надежный носитель. Эти попытки систематизировать и записать музыку предпринимались в различные времена. И, надо сказать, что способы были весьма разнообразны.

Истоками современной системы нотной записи стала работа древнегреческого теоретика музыки Алипия (III или IV в. н. э.). Он составил список символов (в основном это были греческие буквы), и подробно описал их значения. Символ обозначал звук определенной высоты. Эта система получила широкое распространение. В интерпретации римлян, буквы греческого алфавита были заменены на латинские: A, B, C, D, E, F, G.   Именно они и по сей день широко применяются в музыкальной практике.

В средние века появилась невменная нотация. С позднелатинского «невма» —  знак, намек.

Использовалась такая запись в религиозной католической музыке. Над текстом псалмов подписывались эти самые знаки или их комбинации. Они показывали направление движения мелодии: вверх или вниз, мелодические обороты или ноты, повторяющиеся на одной высоте. Но, точную высоту звука невмы не отражали. Эта система была хорошим подспорьем, подсказкой для певцов — напоминала ранее разученную мелодию.

Потребность более подробной записи сохранялась, поскольку в церковной традиции использовалось множество различных песнопений. И певцам было очень трудно удержать весь этот объем в голове.

Поиски решения продолжались

Очень важно было придумать, как же обозначать конкретную высоту звука, а не только направление движения. Сначала попробовали рядом с каждой невмой писать букву, которая соответствует определенному звуку

Но от этой идеи быстро отказались. Более рациональным стало решение ввести линию для одного звука. Она обозначала звук fa и стала ориентиром, от которого вверх и вниз стали считать все остальные звуки.

После, для еще большего удобства ввели еще одну параллельную линию сверху для звука do.

Этим нововведением мы обязаны итальянскому монаху, выдающемуся педагогу Гвидо Аретинскому. Именно он, в XI в. предложил ввести параллельные линии для более точного определения высоты звука. В течение своей педагогической деятельности он постоянно совершенствовал свою систему. Ему нужно было найти способ быстро разучивать с певцами незнакомые песнопения. Это привело к настоящей реформе в области нотной записи.

Сложившаяся система Гвидо Аретинского представляла собой четыре параллельных линии, расположенных друг под другом. Невмы стали изображать на самих линиях и между ними.

Каждая невма в этой системе имела определенную высоту. Это прямой прообраз современного нотного стана. Отличие только в том, что сейчас параллельных линий пять, а вместо невм – ноты.

Познавательно82Не интересно10

Кому принадлежат названия нот

Создание системы нотной записи – не единственное достижение Гвидо Аретинского. Ему также принадлежат названия нот, которыми мы пользуемся и по сей день: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

В те времена был очень популярен гимн, посвященный Святому Иоанну. Мотив его был хорошо известен певцам и имел очень интересную структуру: каждая строка гимна начиналась на тон выше предыдущей. Начальные слог каждой строки и стал названием ноты, с которой она начиналась.

Итак, звукоряд Гвидо Аретинского состоял из шести нот, последовательно восходящих и отстоящих друг от друга на один тон: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Эта система просуществовала достаточно долго и была действительно очень удобной и понятной. Но, время шло и ей предстояло претерпеть еще множество изменений, прежде чем получить современный вид.

Первые изменения коснулись слога «Ut». Он оказался не удобен для пения, поскольку заканчивается на согласную. Поэтому в XVII веке музыковед Джованни Баттиста Дони заменил «Ut» на привычное нам «Do». Мнения относительно создания этого звука разделились: одни считают, что слог «Do» это первые буквы его фамилии, а другие уверяют, что этот слог происходит от слова DOMINUS что означает – Господь.Название ноты «Si» также принадлежит ему. Он взял первые буквы словосочетания «Sancte Iohanne» (Святой Иоанн) из последней строчки гимна.

Существует также версия, что названия нот имеют другие корни:

Это красивая легенда, и она вполне могла бы иметь право на существование.

Звукоряд, интервал, октавы

Итак, постепенно количество нот дошло до семи: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Названиями этих нот мы и пользуемся до сих пор.

Ноты располагаются в определенной последовательности по возрастанию высоты, то есть каждая следующая нота выше предыдущей.

Если мы хотим научиться бегло читать ноты, необходимо научиться пользоваться интервалами.

Отношение между двумя звуками, взятыми одновременно или последовательно, называется интервалом. Одновременное звучание образует гармонический интервал, последовательное – мелодический.

Интервал имеет основание и вершину. Расстояние между ними можно посчитать ступенями или количеством тоно́в. Названия интервалов происходят от латинских порядковых числительных. Например, расстояние от основания до вершины в две ступени называется секундой, а в пять ступеней – квинтой. Также, каждый интервал обозначается арабской цифрой:

  • Прима (prima — первая)
  • Секунда (secunda — вторая)
  • Терция (tertia — третья)
  • Кварта (quarta — четвертая)
  • Квинта (quinta — пятая)
  • Секста (sexta — шестая)
  • Септима (septima — седьмая)
  • Октава (octava — восьмая)

Прима — это интервал, который имеет больше формальный характер, поскольку отражает расстояние между одной и той же нотой. Сами понимаете, что фактического расстояния там нет или оно равно 0. Но, тем не менее интервал существует и мы должны о нем знать.

Секунда — это интервал, где расстояние от основания до вершины включительно, составляет две ступени.

Терция – интервал, в котором разница между двумя звуками составляет 3 ступени.

Кварта – 4 ступени

Квинта – 5 ступеней

Секста – 6 ступеней

Септима – 7 ступеней

Октава — 8 ступеней

В нотах интервалы выглядят так:

Использование и названия октав

Каждый музыкальный инструмент, а также человеческий голос, может звучать предельно низко и предельно высоко в рамках своих возможностей. Расстояние от самого низкого, до самого высокого звука называется диапазоном. Музыкальный диапазон измеряют октавами. Эта величина охватывает весь звукоряд из 7 нот, должно быть поэтому ее выбрали мерой. В музыке используют 9 октав, каждая из которых имеет свое название. Нагляднее всего будет показать их на клавиатуре фортепиано, которая содержит 7 полных и 2 неполных октавы:

Октавы принято считать от ноты До

Поэтому важно научиться быстро находить клавишу До на клавиатуре. Это довольно просто: сначала находим группу из двух черных клавиш; ближайшая нота слева от этой группы и будет нота До

Взгляните на изображение:

Первая октава имеет средний частотный диапазон. Клавиши, находящиеся справа от нее, будут звучать выше по мере приближения к пятой октаве. Клавиши левее первой октавы, звучат ниже по мере приближения к субконтроктаве.

Использование октав очень удобно. Представьте: вас попросили сыграть ноту Ми. Вы можете нажать любую Ми которая первой попадется на глаза. А если вас попросят нажать Ми первой октавы, вы поймете о какой конкретной ноте идет речь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector