Интеллект: что это такое, виды, классификация и уровни в психологии человека
Содержание:
- Определение интеллекта
- Школьники Ленинградской области в Финале IX Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) 2021.
- Интеллект: как развить
- Виды интеллекта
- Что такое интеллект
- Признаки высокого интеллекта
- Разновидности
- Виды интеллекта в психологии
- Что такое интеллект?
- Уровень интеллекта
- Интеллект и мозг
- Упражнения по развитию интеллекта
- 8 видов интеллекта
- Это интересно
Определение интеллекта
Интеллект (от лат. – разумение, понимание, постижение) в психологии понимают в качестве общей способности к познанию и решению проблем, которая оказывает влияние на достижение успеха в любом виде деятельности и является основанием для других способностей.
Интеллект не является синонимом мышлению, хоть, конечно, мыслительные способности и выступают в качестве его основы. Интеллект выступает системой всех познавательных возможностей человека: ощущений, восприятия, памяти, представлений, воображения и мышления. Понятие интеллекта в качестве умственной способности используется как обобщение поведенческих характеристик, которые связаны с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.
Школьники Ленинградской области в Финале IX Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) 2021.
30 апреля 2021 года завершились Отборочные соревнования на право участия в Финале IX Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия). В течение месяца 15 школьников боролись за право представлять наш регион по компетенциям: «Инженерный дизайн CAD», «Инженерный дизайн CAD — Юниоры (14-16)», «Мобильная робототехника — Юниоры (14-16)», «Информационные кабельные сети — Юниоры (итоги)», «Физическая культура, спорт и фитнес – Юниоры», «Сетевое и системное администрирование — Юниоры (14-16)», «Изготовление прототипов — Юниоры (14-16)», «Токарные работы на станках с ЧПУ – Юниоры», «Дошкольное воспитание – Юниоры», «Преподавание в младших классах – Юниоры», «Предпринимательство – Юниоры».
Поздравляем ребят и их наставников с успешным выступлением!
Интеллект: как развить
Интеллект имеет интересную особенность и это его постоянность. Если, к примеру, качественно проверить его уровень у человека в возрасте 10 и 80 лет, он окажется приблизительно одинаковым. Разница только в линейном изменении соотношения его составляющих. Если в детстве около 20% интеллекта определяет наследственность, а остальное внешняя среда, то к старости интеллект уже на 60% зависит от генов. Познавательная статья об эмпатии и эмпатах.
Умственные способности можно тренировать так же, как и физическое тело. Чем больше уделять времени для развития интеллектуальных способностей, тем легче человеку будет в будущем решать различные задачи, которые требует умственного напряжения. Казалось бы, что нет никакой пользы от школьного образования, но это совсем не так. Базовые дисциплины позволяют формировать нейронные связи, а они в свою очередь влияют на общее умственное развитие. Немаловажным в развитие интеллекта является занятие спортом. Каждому известно, что физические нагрузки не только стимулируют, но и улучшают кровообращение, которое необходимо для положительной активности мозга.
Ряд исследований показывает, что определённую роль в формировании интеллекта играет питание. Это относится как к матери во время беременности, так и к детям в раннем возрасте. Так что, придерживаться диетологических рекомендаций стоит не только ради физического здоровья, но и для обеспечения умственного развития. Конечно же, не существует «супереды» для гениев, главное — достаточность и сбалансированность.
Тренировки для взрослых
Итак, становится очевидным, что взрослому человеку значительно развить интеллект, а именно его уровень не удастся. Однако если ставить задачу несколько повысить уровень IQ (понятие, которое основывается, по Спирмену, на G-факторе), то можно подвергать свой мозг следующим тренировкам:
- изучение иностранных языков;
- решение математических задач;
- развитие краткосрочной и долгосрочной памяти;
- занятие логическими играми;
- проведение опытов с абстрактным мышлением.
При этом важно понимать, что цифра IQ сильно зависит от способа тестирования и показывает лишь общий уровень
Если есть конкретная цель повысить коэффициент интеллекта, то следует уделить внимание развитию наиболее соответствующих задаче способностей. Большая часть харизматичных людей обладают высоким интеллектом и это не просто так, а о харизме можно прочесть здесь
Виды интеллекта
Вербальный интеллект, ему отводится роль отвечать за основные процессы: письменность (умение писать), чтение, речь и общение. Вербальный интеллект развивается следующим образом:
- Изучение иностранных языков,
- Чтение книг различных жанров и содержания,
- Общение с другими людьми.
Логический интеллект отвечает за умение считать, рассуждать, умение логически мыслить. Развивать можно при помощи:
- Решение математический задач,
- Решение ситуационных задач,
- Построение логических цепочек для разрешения ситуации,
- Решение головоломок,
- Решение ребусов,
- Отгадывание кроссвордов.
Пространственный интеллект – это всё, что связано с визуализацией. Создание каких-либо образов, манипулирование свои воображением. Для развития необходимо:
- Самовыражение посредством творчества: написание картин, раскраски, лепка.
- Решение задач с поиском выхода.
- Расширение кругозора,
- Совершенствование навыка отслеживания чего-либо.
Физический интеллект отвечает за ловкость, координацию движений, мелкой и крупной моторики. Развивается при помощи:
- Занятий спортом,
- Хореография,
- Йога,
- Физические нагрузки: аэробика, гимнастика.
Музыкальный интеллект заключает в себе понимание музыкальных произведение, умение прочувствовать ритм, ощущать его. Развить можно при помощи:
- Прослушивания музыки разных направлений и стилей,
- Танцевальные кружки – обучение танцам,
- Хоровое или сольное пение,
- Обучение игре на музыкальном инструменте.
Социальный интеллект умение адекватно воспринимать поведение и поступки других людей, приспособление к ситуациям и обстоятельствам, построение взаимных отношений, создание семьи. Развивать стоит следующим образом:
- Групповые игры,
- Тренинги,
- Семинары,
- Беседы, как в группе, так и между двумя людьми,
- Ролевые игры.
Эмоциональный интеллект отвечает за эмоциональную сторону, способствует рождению мыслей. Развитие:
Осознание, принятие и анализ собственных мыслей и чувств.
Принятие своих потребностей, градация их по важности.
Расстановка сил и обозначение сильных и слабых сторон, как своих, так и других людей.
Обучение принимать себя и людей такими, какие они есть, обучайтесь понимать себя и людей,
Периодически составлять свою собственную характеристику.
Духовный интеллект – это самосовершенствование, самопознание и мотивация. Развитие:
- Медитации,
- Очищение сознания,
- Размышления на различные тематики,
- Прочтение молитв, обращение к Всевышнему.
Творческий интеллект позволяет открыть талант к творчеству, раскрывает потенциал к созданию чего-либо нового. Развитие:
- Обучение танцам,
- Театральное искусство, актерская игра,
- Пение,
- Разучивание стихов, возможность написания стихов самостоятельно.
Что такое интеллект
Теория интеллекта, которую наука применяет сейчас, базово появилась более 100 лет назад.
Эти виды задач на интеллект по Спирмену — s-фактор, special — фактор специфических способностей: логика, пространственное мышление и т. д. А «интеллект в целом» он окрестил g-фактором, от “general”. Сам по себе g-фактор не измеряют, он — статистическая закономерность, расположенная на перекрестье когнитивных навыков; как оказалось, между ними очень высокая корреляция. То есть если человек в одном из когнитивных навыков бог, он и в других неплохо себя покажет. Измерение корреляции от −1 до 1, то есть коэффициент ранговой корреляции тоже изобрел Спирмен.
Некоторые ученые ворчат, что это как-то слишком просто, но последующие исследования по большей части соглашаются с идеей о g-факторе. Например, в 2004 году ученые применили вывод Спирмена к данным 436 людей, прошедших три разных серии тестов на интеллект, и получили корреляцию когнитивных навыков почти в единицу величиной.
В XX веке Реймонд Бернард Кеттел и Джон Леонард Хорн теорию «подвижного и кристаллизированного интеллектов», Gf—Gc. Подвижный интеллект — это способности в чистом виде: умение наблюдать, обобщать, обучаться, делать выводы… Кристаллизированный — накопленные знания и опыт. Вместе они, с точки зрения Кеттела и Хорна, составляют тот самый g-фактор.
Похожую схему предлагает Пауль Балтес, исследуя, как можно компенсировать умственное старение. Он выделяет механизмы интеллекта «когнитивные», биологические (например, зрительная и моторная память) — и «прагмативные» (образование, умение читать, писать и понимать речь). Первые полностью зависят от биологии, но их возрастное угасание помогут заместить вторые.
Еще немного размышлений о природе интеллекта подвез Джон Кэррол. Он предположил, что интеллект — это трехэтажная конструкция, пирамида, которую венчает фактор g. По существу, Кэррол разработал единую иерархию интеллекта.
Согласно его теории, в фактор g входит восемь «широких» когнитивных способностей. Две из них, подвижный и кристаллизированный интеллекты Кеттела и Хорна, мы уже знаем. А есть еще шесть. Среди них, например, визуальное восприятие, высокая способность к поиску, высокая скорость обработки информации. В основание пирамиды интеллекта легли «узкие» способности, которых невероятно много. Так, для высокой скорости обработки информации «узкие» способности — это скорость восприятия, скорость и свобода чтения и письма.
Сейчас CHC-теория, интегрированная теория Кеттела с Хорном и Кэррола (CHC = Кеттел — Хорн — Кэррол) — базовая теория интеллекта. И при этом не единственная. Например, в модели g-VPR на один слой больше, чем в теории Кэррола.
Признаки высокого интеллекта
Высокий интеллект часто скрывается за скромным поведением, что доказано в ходе проведенных научных экспериментов. Разработать метод, точно характеризующий высокоинтеллектуального человека, пока не удалось. Составлен список признаков, свойственных личностям, чей уровень IQ выше среднестатистического показателя. Метод определения интеллектуальных людей по этим показателям – условный:
- наличие домашнего любимца – кота;
- любовь к беспорядку;
- игра на музыкальных инструментах;
- алкогольное или наркотическое влечение;
- философские взгляды и либеральное отношение к жизни;
- старший ребенок семьи, как правило, имеет уровень IQ выше чем младшие дети;
- грудное вскармливание в младенчестве;
- высокий уровень тревожности;
- леворукость;
- высокий рост;
- стройное телосложение;
- способность к раннему чтению в детстве;
- наличие чувства юмора.
Разновидности
Существует много классификаций видов интеллекта. Одна из них выделяет следующие его типы:
- социальный;
- эмоциональный;
- физический;
- духовный;
- пространственный;
- логический;
- вербальный;
- творческий.
Социальный интеллект
Совокупность способностей и навыков индивида, отвечающая за его успешное взаимодействие с социумом:
- понимание мотивов собственного поведения;
- понимание поведения окружающих людей;
- анализ ситуации и принятие решения о своих действиях сообразно ей.
Социальный интеллект можно рассматривать как характерную черту личности человека, так как он отвечает за межличностное общение. В то же время он обладает функцией познания (человеку приходится изучать характерные черты других людей, их поведение). Характеристикой социального интеллекта можно считать приобретенные во время процесса социализация навыки, знания, умения, которые помогают налаживать контакт с другими людьми и эффективно управлять их поведением.
Эмоциональный интеллект
Совокупность способностей и навыков индивида:
- управлять собственными эмоциональным состоянием;
- вызывать эмоции других людей, управляя ими;
- понимать собственные желания, мотивацию, намерения;
- понимать желания, мотивацию и намерения других людей;
- распознавать эмоциональное состояние окружающих.
Эмоциональный интеллект крайне важен для эффективного взаимодействия с окружающими, основанного на эмоциональной связи с ними, а также для управления собственными эмоциями. В сумме с социальным интеллектом дает человеку возможность добиться успеха в жизни и карьере.
Физический интеллект
Проявляется в координации движений, ловкости, моторике рук. Для его развития надо заниматься спортом, йогой, танцами. Доказана прямая связь между развитием физического интеллекта с умственным. В частности, у детей, занимающихся мелкой моторикой, лучше развита речь и письмо.
Духовный интеллект
Характеризуется способностью к самосовершенствованию и саморазвитию, самодисциплине, умению мотивировать себя, ставить и достигать целей. Развить можно с помощью медитаций, других восточных практик, а также внутреннего диалога с собой, размышлений о смысле жизни и ее целях.
Пространственный интеллект
Основан на зрительном восприятии. Характеризуется способностью создавать в воображении визуальные образы и манипулировать ими. Развивается через творческое самовыражение (рисование, лепка), тренировку наблюдательности, ориентирование в незнакомой обстановке.
Логический интеллект
Выражается наличием навыков логического мышления, вычисления, рассуждения, способности индивида анализировать, сопоставлять, находить закономерности, делать выводы. Для его развития рекомендуется решать различные логические задачи.
Вербальный интеллект
Является основой для таких важнейших навыков, как устная и письменная речь. Тренируется при чтении книг, в том числе вслух, сочинении стихов, изучении иностранных языков, разговорном общении (включая иностранный язык).
Творческий интеллект
Отвечает за способность к самовыражению, генерированию идей, созданию чего-то нового, различным видам творчества. Тренируется посредством занятий, развивающих творческое правое полушарие — рисованием, лепкой, музыкой, танцами, пением, написанием стихов и прозы.
Подвидом творческого интеллекта является музыкальный. Он выражается в проявлении «музыкального слуха» — ощущения ритма, такта, способности точно воспроизвести услышанную мелодию. Для его развития желательно слушать музыкальные произведения, заниматься пением, танцами, игрой на музыкальных инструментах.
Виды интеллекта в психологии
Как уже было сказано выше, интеллект – это не только умственные способности, эрудированность или умение быстро вычислять в уме. Часто очень умные и талантливые люди не могут успешно сдать тест IQ с высокими баллами. Точно так же, наоборот, с виду глупые, ограниченные люди способны показать невероятные результаты. Причина этого кроется в том, что бывают разные виды интеллекта.
Любой профессиональный психолог скажет, что проходить тест IQ самостоятельно – это глупо и бесполезно.
Чтобы точно определить уровень интеллекта человека, нужно чтобы с ним предварительно поработал опытный психолог. Он поможет определить склонности человека и максимально объективно оценить его способности.
Каким бывает интеллект?
Если руководствоваться классификацией психолога Рэймонда Кэттелла, его можно представить в виде двух компонентов: подвижного и кристаллизовавшегося.
Исходя из работ Рэймонда Кэттелла, под подвижным интеллектом подразумевается логическое мышление, способность к анализу и действиям в нестандартных ситуациях. Что касается кристаллизовавшегося интеллекта, то он включает в себя использование полученного ранее опыта и сам опыт.
Современные психологи используют классификацию, в которую входит:
- продукционный (ментальный);
- социальный;
- вербальный;
- духовный;
- эмоциональный интеллект.
️ Продукционный интеллект или интеллект мышления — это совокупность логического, системного и каузального мышления. Он необходим человеку для того, чтобы обрабатывать полученную информацию. Именно продукционный интеллект чаще всего и используют в качестве основного признака ума человека.
️ Социальный интеллект представляет собой способность ориентироваться в разных жизненных ситуациях, определять социальные роли других людей и использовать подходящие роли самостоятельно.
Для человека нормально вести себя в обществе не так как дома. Дома можно позволить себе петь в душе, дурачиться или ходить с грязной головой. В обществе нужно придерживаться определённых правил. Это и есть социальные роли. Чем больше ролей может играть и распознавать человек, тем он более развит.
️ Вербальный интеллект – это совокупность способностей к общению и получению информации из разных источников. Он развивается в возрасте 3-5 лет и требует контроля со стороны. Если своевременно не проследить за его развитием, умственные способности человека никогда не достигнут нормального уровня. Чтобы он развивался безостановочно, нужно читать классическую литературу, смотреть интересные фильмы, принимать участие в дискуссиях с образованными и эрудированными людьми.
️ Духовный интеллект представляет собой отражение гармоничности внутреннего мира и личностных качеств. Другими словами, его можно представить как весы, на одной чаше которых лежит мораль, а на другой – желания и цели. Если обе чаши уравновешены, значит, духовное развитие гармонично. Духовный интеллект отвечает за такую сложную категорию мышления, как поиск смысла жизни и определение своего места в ней
Поэтому для достижения гармоничного развития так важно предаваться размышлениям, мечтать и медитировать
️ Эмоциональный интеллект — это способность распознавать сигналы, поступающие от других людей в виде эмоций. В качестве примера можно привести героев известного сериала «Теория большого взрыва». Главные герои сериала – учёные, самым умным из которых является физик-теоретик Шелдон Купер. Он обладает идеальной памятью, легко считает в уме шестизначные цифры, но при этом не способен отличить сарказм от серьёзного разговора, а грусть от гнева.
Всё это связано с тем, что уровень его социального интеллекта крайне низкий. В то же время глупенькая официантка Пенни легко находит общий язык с людьми и может понять, что они чувствуют, по малейшим признакам эмоций.
Что такое интеллект?
Интеллект — это в психологии качество человеческой психики, сочетающее в себе разные способности: память, внимание, мышление и др. Определяя уровень интеллекта, психологи могут сказать, насколько развиты у человека способности к обучению, абстрактному мышлению, пониманию мира, использованию на практике полученных ранее знаний и опыта
Интеллект, с точки зрения психологии – это главный двигатель эволюции. Учёные считают, что от того, с какой скоростью развиваются интеллектуальные способности животных, зависит выживание вида. Более того, по мнению многих антропологов, именно стремительное развитие интеллектуальных способностей у первобытных людей стало причиной того, что человечество смогло пережить многочисленные катаклизмы и достигнуть нынешнего положения главенствующего вида на планете.
Однако отвечая на вопрос, что такое интеллект человека, нельзя упускать из виду и другие качества. Сам по себе высокий уровень интеллекта ничего не даёт, если у человека не развиты другие качества и способности.
Например, тот же Стивен Хокинг смог реализовать себя в области теоретической физики, так как обладал способностями к логическому, пространственному, ассоциативному и абстрактному мышлению, а также сбору, систематизации и анализу информации. А вот Арнольду Шварценеггеру и Дольфу Лундгрену высокий уровень интеллекта стал только подспорьем в карьерном росте. Другими словами, интеллектуальность — это только один из компонентов успеха. Причём, как показывает пример Сильвестра Сталлоне, совершенно необязательный.
Кстати, рассматривая сущность понятия «интеллект», нельзя не вспомнить об искусственном интеллекте. Десятилетиями люди спорят о том, смогут ли машины или роботы полноценно заменить человека, мыслить наравне с ним.
Сейчас активно развиваются интеллектуальные системы, позволяющие частично заменить человека на работе и в быту. Однако такие сферы человеческой деятельности как культура и искусство, остаются для них недостижимыми. Поэтому понятие «интеллект» в его первоначальном значении нельзя применить к искусственным механизмам. Интеллектуальные способности – это прерогатива живых существ.
Возможно, в будущем всё изменится. В пользу этого говорит то, что в перечень особенностей интеллектуальных систем входит многоуровневая система сбора и анализа информации, логика, память, способность к прогнозированию и сознание. Все эти характеристики, кроме сознания уже есть в современных машинах. Ну а пока заниматься наиболее сложной умственной деятельностью людям приходится самостоятельно.
Уровень интеллекта
Для понимания данного фактора необходимо учитывать, что здесь взаимодействуют друг с другом два вида интеллекта:
- Конкретный интеллект отвечает за принятия решений в каждодневных ситуациях, служит для ориентирования во взаимоотношениях и взаимных действиях с разными предметами, которые окружают человека. Здесь раскрывается способность и умение правильно применять полученные ранее знания или навыки, а также правильно использовать информацию, сохраненную в памяти.
- Абстрактный интеллект умение пользоваться словами и понятиями, вставлять их в те моменты, когда они необходимы.
Данные понятия дают возможность измерить уровень интеллекта каждого отдельно взятого индивида. Измерение происходит на основании прохождения теста. Оценка результата происходит по шкале от 0 до 160. Стоит учитывать, что тест на уровень интеллекта имеет разграничение по группам возраста. Тест состоит в среднем из 20 вопросов. Тест лучше всего проходить в отдохнувшем состоянии, когда мозг не перегружен информацией и не забит проблемами.
Также у интеллекта есть такая возможность, как его повышение. То есть определенными тренировками и дополнительным развитием можно увеличить и уровень интеллекта.
Интеллект и мозг
Стремление выявить структуру интеллекта первоначально базировалось на представлении о том, что интеллект можно рассматривать как отражение карты мозга («географическая модель» интеллекта по определению Р.Стернберга). Эта идея восходит к Ф. Галлю, соотносившему разные участки мозга с разными способностями человека. Для него понять интеллект — это составить карту выпуклостей головы индивида. Отсюда следует, что для изучения интеллекта нужно обратиться к схеме внутренних отделов мозга, обеспечивающих развитие отдельных интеллектуальных способностей.
Интеллектуальная гигиена
Чтобы мозг оставался здоровым в условиях избытка информации требуется интеллектуальная гигиена. Конечно, информация информации рознь. Когда мы учим стихи, это благотворно влияет на мозг: в стихах есть ритм, эстетика, мысль. Но когда мы бездумно поглощаем из новостных каналов эмоциональную информацию или просто пытаемся усвоить то, что нам как будто бы «положено» знать в единицу времени — эта скорость может быть пагубной
Чтобы мозг оставался здоровым, важно сортировать информацию
Следует исключать также из поля своего внимания все, что не имеет лично для вас глубокого смысла, что неинтересно и не вдохновляет. Старайтесь избегать информации, которая входит в противоречие с вашей внутренней идеологией. Это зона очень высокого напряжения, от лишней информации надо в буквальном смысле изолироваться. Примите внутреннее решение: «Я с этим не контактирую, не являюсь пассивным поглотителем всего, что происходит снаружи».
Имеет значение не только количество перерабатываемой мозгом информации, но и наше отношение к ней
Когда мы подаём мозгу сигнал: «это важно для меня», мозг мобилизуется. Если вы даёте мозгу понять, что эта информация случайная, лишняя, мозг и относится к ней соответственно
Нужно осмысленно отделять то, что вас волнует, от того что вы внутренне помечаете как несущественное.
Если совсем избежать нежелательной информации не получается, научитесь переключать своё внимание на что-нибудь другое. Один из работающих способов — дыхательные упражнения
Дыхание — жизненно важный паттерн, которые в стрессовой ситуации расстраивается первым. Надо освоить подходящие дыхательные методики, потому что лавина негативной, неприятной, лишней информации обрушивается практически на любого человека. Сортируя информацию, делая осознанное усилие, мы становимся гораздо более зрелыми как личности. Это сложный процесс, требующий большой и постоянной работы.
Красота спасет мозг от перегрузки
Наконец, чтобы сохранить здоровье мозга, очень важно, чтобы в вашей жизни было как можно больше красоты. Есть такое понятие — объект эстетического отклика
Оно очень ярко представлено, например, в японской культуре: стоит одна ваза, и она вас воодушевляет своей формой, цветом, асимметрией. Информация такого рода имеет защищающий характер для мозга.
Если хотите помочь своему мозгу, развивайте созерцательность. Посвящайте время спокойному чтению хороших текстов. Текст этимологически восходит к слову «ткань», хороший текст — переплетение нитей. Мозг, который имеет дело с качественными, красивыми, умными, художественными текстами, с искусством, с красотой, «чинится», как бы подлечивается (по материалам публикаций Аллы Радченко).
Упражнения по развитию интеллекта
Как насчет того, чтобы устроить тренировку вашему уму прямо сейчас? Я приготовила несколько упражнений и игр по развитию интеллекта.
Логические задачи
Задачки на логику заставят мозг хорошенько “попотеть”. Открываете базу с вопросами по игре “Что? Где? Когда?”, выбираете пакет вопросов и погружаетесь в процесс с головой. Предупреждаю – вопросы довольно сложные, особенно для новичков.
Поэтому для начала выбирайте пакет, рассчитанный на школьников. Чтобы вы имели представление о том, что из себя представляют вопросы, вот вам пример.
Писатель Борис Штерн как-то говорил, что первой прочитанной им книгой был фантастический роман с тремя неудавшимися покушениями на убийство и одним удавшимся. Что это за книга?
Это простой вопрос, постарайтесь ответить на него самостоятельно. Ответ найдете в конце статьи. Только не подглядывайте!
Математические примеры
Купите или скачайте задачник по математике и время от времени решайте примеры оттуда. Простые задачи старайтесь считать в уме, а те, что посложнее, решайте письменно на время.
Конечно, кому-то это может показаться скучным и утомительным. Специально для таких людей придумали математические задачки с подвохом. На первый взгляд, они кажутся простыми и незамысловатыми. Но ответ, казавшийся очевидным, чаще всего оказывается неверным. Приведу пример из моей любимой книги “Головоломки профессора Головоломки” Михаила Гершензона.
Однажды улитка пустилась путешествовать по высокой стене. Стена в высоту имела 10 метров. Улитка днем проползала вверх 3 метра, а за ночь съезжала обратно на 2. Сколько дней понадобилось улитке, чтобы добраться до вершины стены?
Сочинения
Математикой позанимались, теперь давайте представим, что мы на уроке русского языка. Напишите сочинение на одну из заданных тем.
- Какой сверхспособностью вы бы хотели обладать и почему.
- Что вы будете делать, если узнаете, что через месяц конец света.
- На какого персонажа из мультфильмов вы хотели бы быть похожим.
- Представьте, что выиграли миллион долларов в лотерею. На что потратите деньги.
- С кем из великих людей прошлого вы бы хотели встретиться. Опишите встречу.
На самом деле, писать можно на абсолютно любые темы. Сам процесс облачения мыслей в материальную форму благотворно воздействует на интеллект. Вы учитесь мыслить последовательно, выделять главное и отсекать второстепенное. Старайтесь не просто писать что попало, а создавать текст, который было бы интересно читать. Глядишь, так и профессию копирайтера освоите.
Медитативные упражнения
Медитация поможет вам навести порядок в голове и избавиться от помех, мешающих развитию интеллекта. В интернете можно найти множество техник медитации, советую попробовать несколько и выбрать наиболее подходящую именно вам.
А я опишу вам свое любимое упражнение, которое объединяет медитацию и аутогенную тренировку.
Вообразите, что вам удалось заглянуть в свою черепную коробку и увидеть мозг. Рассмотрите его со всех сторон, окиньте взглядом каждую извилину. А теперь представьте, что вы воображаемыми пальцами начинаете его массировать. Сначала наружный слой, потом все глубже и глубже.
От массирующих движений ваш мозг расслабляется и наполняется приятным теплом. Если возникают посторонние мысли, не обращайте на них внимания. Они приходят и уходят, как волны на поверхности океана. Когда достигнете пика расслабления, задержитесь в этом состоянии. Пусть мозг отдохнет от бесконечной суеты и напряжения.
8 видов интеллекта
Теория о разделении интеллекта человека на несколько видов является вызовом известному во всем мире тесту на определение IQ. Согласно этому тестированию определяются количественные показатели уровня интеллекта. Теория о 8 видах интеллекта говорит о том, что каждый человек в той или иной мере развивает каждый из видов, что и формирует его способности к познанию.
Это интересно
Теория принадлежит Говарду Гарднеру, который в 1983 году не побоялся бросить вызов устоявшейся школе когнитивных наук. К сожалению, при всей достоверности и аргументированности данная теория так и не обрела всеобщего признания.
Виды интеллекта согласно данной теории:
- Пространственный. Отличная ориентировка в пространстве, как большого масштаба, так и маленького. Наиболее развит данный вид интеллекта у водителей различного транспорта, архитекторов, игроков в шахматы.
- Телесно-кинестетический. Умение пользоваться собственным телом, что выражается в точности движений, балансе и т. д. Помимо танцоров, данный вид хорошо развит у всех представителей прикладных профессий.
- Музыкальный. Данный вид интеллекта определяется высокой чувственностью к звукам в любых их проявлениях и ритму. Представителями являются певцы, игроки на различных инструментах.
- Лингвистический. Развитое восприятие всего, что связано со словами, их пониманием, сочетанием. Этот вид наиболее доминирует у писателей, поэтов.
- Логико-математический. Способность улавливать взаимосвязи между символами, фактами. Наиболее развит у ученых.
- Межличностный. Умение взаимодействовать с окружающими людьми. Высокая способность понимать их, улавливать настроение, отношение, эмоции.
- Внутриличностный. Способность правильно и четко понимать собственные чувства и эмоции, находить решения для успокоения.
- Натуралистический. Умение разбираться в различиях природы, находить разницу между растениями и т. д.