Развитие логического мышления у взрослых

Как логика и математика помогают в жизни

Уверенность

Человек с развитым логическим мышлением воспринимает любую сложную ситуацию как задачу, для которой нужно найти решение. Это придаёт уверенности в своих силах и помогает не опустить руки при столкновении с трудностями.

Решение проблем

Развитый навык логического мышления позволяет разбивать любую жизненную задачу на подзадачи и действовать последовательно для их решения. Применять этот способ можно к любой задаче: выбору ноутбука или вуза для поступления, разработке маршрута в путешествии или карьерной стратегии. 

Критический анализ информации

Математика и логика учат человека не принимать на веру никаких сведений, самому анализировать данные и делать из них выводы, выделять главное и второстепенное, устанавливать причинно-следственные связи. Эти навыки помогут избежать обмана, мошенничества, уберегут от слепой веры в информацию из интернета или СМИ. Критическое мышление делает человека более ответственным гражданином и полезным членом общества.

Десятиминутные упражнения для развития логики на каждый день

Пара случайных слов

Выберите наугад два слова из какой-либо статьи или рассказа – просто ткните пальцем в слова, не задумываясь над их смыслом. Теперь вам нужно попробовать отыскать что-то общее между выбранными словами – сравните их, найдите взаимосвязь. Придумайте интересную историю, которая могла бы связать эти два понятия.

Ассоциации

Осмотритесь в помещении, в котором вы сейчас пребываете. Выберите какой-нибудь предмет в комнате – например, стул или тарелку. Возьмите лист бумаги и придумайте пять прилагательных, наиболее подходящих к выбранной вещи. Пример: круглая тарелка, желтая тарелка, маленькая тарелка, чистая тарелка, пустая тарелка.

Теперь напишите пять прилагательных, совершенно неподходящих к выбранному предмету. Пример: деревянная тарелка, вареная тарелка, зимняя тарелка, ветреная тарелка, шелковая тарелка. Несомненно, подобные упражнения принесут вам пользу, если вы будете выполнять их ежедневно. К тому же, на них не придется тратить много времени! Попробуйте начать уже сегодня, и вскоре вы заметите значительный прогресс в развитии логического мышления и воображения.

Области и сферы использования логики

Не существует такой отрасли жизни человека, где бы ни требовалось использование навыков мыслить, используя логику. В том числе и гуманитарные науки, которые не является исключением, в их изучении тоже применяются логические конструкции.

Зачастую логическое мышление человека проявляется на интуитивном уровне, независимо от прилагаемых усилий. Использование логики дает возможность ускорить процесс мышления, сделать его более качественным, правильнее излагать свои мысли, а также делать истинные выводы, избегая ложных суждений.

Для чего нужно развивать умение логически мыслить:

  • Четко, в доступной форме излагать все свои мысли и доводы;
  • Быстро находить правильное решение проблем, даже находясь в критической ситуации;
  • Исправлять свои ошибки, избегать совершения новых промахов;
  • Развитие навыков построения объективных связей помогает добиться успехов в карьере или учебе;
  • Творческий подход в решении задач порой бывает более продуктивным, чем общепринятые стандарты.

Упражнение 3. Ребусы

Разгадывание ребусов помогает мыслить нестандартно, творчески. Учит ребенка анализировать.

В ребусах могут присутствовать изображения, буквы, цифры, запятые, дроби, размещенные в самом разном порядке. Давайте попробуем вместе решить несколько простых ребусов.

  1. На первом мы видим слог «БА» и «бочку». Соединим: БА + Бочка = Бабочка.
  2. На втором принцип тот же: Баран + КА = Баранка.
  3. Третий посложнее. Нарисован рак, а рядом «а = у». Значит в слове рак, букву «а» нужно заменить на букву «у», получим «рук». К этому прибавим еще одну «а»:  рук + а = рука.
  4. Четвертый ребус с запятой. Так как первой стоит буква «А», то слово-отгадка на нее начинается. Далее видим «кулак», после картинки запятая, значит от слова «кулак» нужно отнять последнюю букву. Получим «кула». Теперь объединяем все вместе: А + кула = акула.
  5. Пятый ребус только на первый взгляд сложный. Нужно убрать букву «и» из слова «пила», а слово «кот» прочитать задом наперед. В результате получаем:  пла + ток  = платок.
  6. Шестой, полностью буквенный ребус. С первой и последней буквами все понятно, а что с серединкой? Мы видим букву «о», нарисованную в буке «т», так и скажем «в т о». Соединяем:  А + ВТО + Р = АВТОР.

Потренировались? Теперь попробуйте решить ребус самостоятельно.

Что это такое?

Если опираться на конкретное определение, то термин логическое мышление произошел от слов «логика» и «мышление». В философии логика определяется как наука, которая познает законы интеллектуальной познавательной деятельности и имеет предпосылки в античности. Она изучает методы, при которых можно узнать истину. Мышление – это психический процесс, позволяющий обработать ранее полученную информацию.

Если объединить логику и мышление, то мы получим некий процесс, где применяются логические конструкции. Когда такой процесс запускается в действие, то человек получает точные объективные знания и делает определенные выводы, в том числе и формальные. Кроме того, логика также причастна к созданию абстрактных понятий. Когда объединяются понятия, тогда систематизируется полученная информация. Такой процесс свойственен только человеку. Изначально личность получает абстрактную информацию, а потом связывает ее между собой. Именно так включается в этот процесс логика, состоящая из таких факторов, как анализ и синтез. Если говорить более точно, то анализ – это распад информации на отдельные части. Благодаря процессу наш мозг может определить суть информации.

Когда к анализу подключается синтез, то происходит объединение проанализированных информационных частей. Именно так и работает в нашем сознании логическое мышление. Нужно понимать: кто умеет мыслить логически, тот способен осуществлять эффективную мыслительную деятельность. Логическое мышление – это особая форма интеллектуальной активности человека. Рассмотрим основные этапы, которые лежат в основе научного, житейского, мифологического и художественного познания человека.

Для чего это нужно

Мы постоянно мыслим, мозг не прекращает деятельность ни на секунду. Человек обрабатывает тонны информации ежесекундно, и чтобы объективно оценивать происходящее, принимать верные решения и меньше ошибаться, надо полагаться на логику. Сначала это будет требовать усилий, но потом мозг будет принимать правильные решения автоматически, потому что натренируется.

Это не только одиночные умозаключения, а цепочка личностного поведения, образ жизни, часть индивидуальности. От каждого решения зависит будущее, даже если оно кажется незначительным. Овладев навыком логически мыслить, человек способен:

  • подобрать рациональный способ решить жизненную ситуацию и найти выход;
  • выбрать быстрый и эффективный метод достижения поставленных целей;
  • заранее просчитывать шаги конкурентов, быть впереди и обходить их, предугадывая каждое действие;
  • уметь вести дискуссии, светские беседы, научные дебаты и просто поддерживать разговор;
  • высказываться грамотно, лаконично и понятно для всех;
  • делать выводы на основе своих ошибок и становится лучше каждый день, благодаря грамотному самоанализу и рефлексии;
  • критически подходить к другим людям и себе, трезво оценивать происходящее;
  • овладеть ораторским искусством, влиять на других людей, приводя весомые аргументы;
  • избежать манипуляций со стороны, не стать жертвой обмана и аферы;
  • уметь компетентно отвечать на вопросы, выкручивать линию разговора в свою пользу, не попадать на уловки на собеседника;
  • не поддаваться самообману и эффекту Барнума – субъективного подтверждения, основанного на высокой оценке точности характеристик своей личности из обобщенных выводов (гороскопы, тесты, соционика).

Логическое мышление делится на три важных этапа:

Предметно-действенное. Это первый и очень важный этап, который заключается в познании окружающего мира при помощи прямого воздействия на предметы. Ребенок всячески манипулирует объектами, чтобы узнать их целевое назначение и свойства.

Наглядно-образное мышление формируется у детей старше трех лет. В этот период ребенок способен развивать свои творческие качества и фантазию. Это самая значимая стадия интеллектуального развития ребенка, когда его способность мыслить проявляется в действии независимо от обстоятельств окружающей среды.

Абстрактное или словесно-логическое. На этом этапе ребенок понимает, осознает и использует термины, рассуждения и понятия, которые невозможно воссоздать при помощи прямого воздействия на предметы. Стоит отметить, что данный этап начинает свое развитие в старшем дошкольном возрасте, после полного формирования первых двух этапов.

Каждый этап развития логического мышления относится к определенному возрасту и навыкам ребенка. Основываясь на этих показателях родитель или педагог подбирают необходимые упражнения и задачи для тренировки логики. Для детей дошкольного возраста лучшим развивающим средством является подача информации в игровой форме, а также спокойная и непринужденная обстановка. Цель родителя и педагога — создать комфортные условия, подобрать качественный дидактический материал и упражнения, способствующие развитию логического мышления. Взрослый не выступает в качестве надзирателя, а лишь помогает ребенку, предоставляя ему информацию для раздумий.

Такой подход к развитию обеспечит ребенка важными навыками: рассуждению, сравнению, анализу, классификации, аргументированию, развитию нестандартного мышления.

В процессе игрового обучения важно позаботиться о заинтересованности ребенка, ему должно нравиться то, что он делает. Только в таком случае ребенок сможет закрепить полученные знания, приобрести новые навыки, развить умственные способности

Плюсы развития логического мышления в игровой форме:

формирование основных личных качеств и характера; развитие самостоятельности и находчивости; умение выполнять задачи, развивающие мыслительные операции (анализ, синтез предметов и явлений); совершенствование и приобретение конструктивных навыков; тренировка усидчивости и умения сосредотачиваться; происходит становление чувства ответственности; воспитание внимания, восприятия; улучшение общей активности ребенка.

Важным элементом результативного обучения детей является подбор качественного обучающего материала. В период раннего развития используйте игры и задания различного рода направленности: настольные, речевые, развивающие. Для детей старшего дошкольного возраста подойдут графические и математические игры. Графические закрепят знания чтения и письма, а математические улучшат умения устного счета.

Законы логического мышления

Формирование и развитие логического мышления невозможно без понимания основных законов логического мышления, которые помогают делать правильные умозаключения.

К основным законам относят:

Закон противоречия — этот закон установил ещё Аристотель, одно и то же явление не может иметь противоположные характеристики. Например: Венера — планета и Венера — не звезда; гладиолус — цветок и гладиолус — не цветок, верно лишь одно из высказываний.
В искусстве, бывает, специально смешиваются нереальные понятия, сгущаются краски для получения более красочного результата. Однако в жизни, науке обычно истинность принадлежит одному из суждений.

Закон исключённого третьего — этот закон предполагает выбор из 2-х суждений. Когда две теоретические истины можно объединить связкой «или».Например: Он сегодня придёт или не придёт, любовь есть в мире или её нет.
Противопоставляются 2 суждения, при этом истинно лишь одно, третьего не дано.

Закон тождества — предполагает, что утверждение влечёт само себя, истина рождает истину.Например: Если луна спутник, то она спутник.Закон не имеет в виду постоянство вещей в мире. Предполагается, что из одного утверждения вытекает другое и всё.

Закон контрапозиции — позволяет отрицанием переставлять места утверждения начального и его следствия.Например:
1. Если идёт дождь, то дорога мокрая.
2. Если дорога мокрая, то идёт дождь.

Закон де Моргана — предполагает, что отрицанием можно объединить конъюкции (и) и противопоставление — дезинъюкцию (или).Например: Сегодня тепло и солнечно. Неверное, сегодня не тепло или не солнечно.

Правило отделения — предполагает возможность от условного знания перейти к выводам, умозаключениям.Например: Если у ребёнка высокая температура, то это признак заболевания. У ребёнка есть высокая температура. Он заболел.

Правило фальсификации — позволяет путём отрицания выводов приходить к отрицанию самих данных, утверждений. Используют для случаев определения ложности теорий, выводов, благодаря нахождению ложных результатов при проведении опытов.Пример: Если бы кот мог летать, он бы был птицей. Но кот не может летать. Следовательно, кот не является птицей (хотя летают и насекомые и млекопитающие).

Утверждающе-отрицающий модус — путём сравнения двух утверждений определяет неверность второго утверждения.Например: Либо сегодня будет урок по музыке, либо нас отпустят. Учительница пришла — урок будет. Значит, неверно, что нас отпустят.

Отрицающе-утверждающий модус — путём отрицания первого понятия приводит к истинности второго.Пример: дорогу полил дождь или специальная машина. Всё вокруг сухо, дождя не было. Значит, это была поливающая машина.

Закон приведения к абсурду — при наличии противоречия в утверждении, скорее всего, оно не является истинным.Например: шестиугольник включает пять углов

Нелогичное утверждение.
Конечно, для решения логических задач нужны хорошее внимание и концентрация, однако можно совершенствовать исходные способности, рассмотрим подробнее средства развития логического мышления.

Математическое мышление

Особенность математического сознания помогает понять суть разных явлений. Человек с таким складом ума решает все проблемы. Он обладает способностью:

  • воспринимать ошибки, как возможность развиваться;
  • раскладывать решение проблем на последовательные этапы.

Личность с математическим мышлением отличает правду от вымысла. Это склад ума человека, который стремится к высоким целям. Типы математического мышления:

  • топологическое;
  • порядковое;
  • метрическое;
  • алгебраическое;
  • проективное.

Пространственное мышление развивают с детского возраста. Психологи используют задания с бумагой, со спичками.

Задания для развития ума:

  1. «Составление предложений». Выбирают 3 не связанных объекта и составляют фразу.
  2. «Логические цепочки». Выбирают 2 предмета и находят связь между ними.
  3. «Я скажу по-другому». Придумать фразу, потом сказать иначе.
  4. «Угадывание на ощупь». С закрытыми глазами распознать предмет.
  5. Искусство оригами развивает нестандартное мышление, математические способности.
  6. Графические тренажеры.

Что такое логическое мышление

Некоторые люди полагают, что любое размышление – уже обязательно содержащее логику. Это утверждение не является полностью верным. Логическое мышление – это такой мыслительный процесс, в котором человек, базируясь на определенных вводных данных, с помощью использования логических конструкций приходит к закономерному заключению. Говоря проще, логика – это умение думать поэтапно и сопоставлять факты. Например, простое описание природы не будет являться примером логического мышления, а вот ответ на логическую задачу – да.

Логика – это еще и наука об интеллектуальном мышлении, о его формах и законах. Ее называют наукой о доказательствах и опровержениях. Именно с ее помощью строятся конструкции, описывающие мышление. Некоторые люди полагают это знание совершенно недостойным внимания. Если говорить о простейших логических умозаключениях, то развивать этот тип мышления не нужно, будет достаточно того, что называют здравым смыслом, трезвым рассуждением. Если говорить о чем-то большем, то там простой трезвости ума будет мало. Все потому, что логика всегда базируется на твердой основе, полученных ранее фактах, а здравый смысл берет в расчет и чувственный опыт, который может искажать размышление.

Логика – наука о размышлении

Важно! Улучшать свое логическое мышление нужно всем – в отдельных случаях даже небольшое искажение размышления чувственным опытом может привести к неверному результату. Так, ребенок, предположив, что укол – это больно, будет игнорировать всю информацию о пользе прививки и отказываться ее ставить

Логику сейчас преподают лишь обрывочно. Какие ассоциации возникают у людей при этом слове – математика, специальные логические головоломки, то, что она может использоваться программистом. Между тем область воздействия логики гораздо обширнее, чем точные науки и загадки. Логика используется во всех сферах жизни: ее применяют и в лингвистике, и в изучении биологического разнообразия, и в медицине, и в житейских ситуациях, всюду.

Что такое мышление?

Мышление – это то, что делает нас людьми. Именно способность аналитически мыслить, сопоставлять факты и расширять свою картину мира за счет логических умозаключений отличает нас от животных. Существует несколько типов мышления, которые отличаются тем, как человек анализирует информацию и как делает выводы. Наиболее распространенными являются следующие виды мышления:

  • аналитическое – способность анализировать большое количество фактов, находить сложные взаимосвязи между различными явлениями;
  • логическое – способность правильно сопоставлять факты, определять их значимость и достоверность, делать правильные умозаключения;
  • дедуктивное – умение делать правильные выводы в конкретной ситуации, основываясь на общих знаниях (принцип «от общего к частному»);
  • индуктивное – умение делать правильные общие выводы, основываясь на частном случае (принцип «от частного к общему»);
  • системное – специальный подход к познанию окружающего мира, направленный на упорядочивание и оптимизацию доступных знаний;
  • творческое – особый тип мышления, позволяющий генерировать новые идеи, находить нестандартные решения, делать открытия.

Все виды мышления могут работать с разной степенью эффективности. Хорошая новость заключается в том, что их можно развить, главное – знать, как это сделать. Но прежде чем перейти к конкретным упражнениям, рассмотрим подробнее, как устроены мыслительные процессы.

Как развивать логическое мышление у взрослых

Чтение книг

Книги – это источник мудрости, но также они помогают саморазвиваться. Что касается логического мышления, его лучше всего стимулируют научная и художественная литература. В ней больше информации, связанной с практическими навыками, по сравнению со справочниками и другими книгами.

В литературных и научных литературных изданиях много полезного и интересного. Как же с книгами развивать логику? Необходимо стараться читать ежедневно не менее десяти листов. Каждую строку следует анализировать, чтобы воспринимаемая информация оставалась в голове и накапливалась. Также нужно стараться прогнозировать, что будет дальше с персонажами и чем закончится книга.

Игры на логику

Существует большое количество настольных игр, помогающих развивать логическое мышление у взрослых и подростков. К ним относятся шахматы и шашки, для победы в которых нужно уметь логически мыслить и просчитывать наперед ходы соперника.

В отличие от нард или карт, в этих настольных игр нет случайностей, связанных с выпадением комбинаций цифр или карт. Успех в полной мере зависит от умения игрока стратегически мыслить и анализировать ситуацию.

Еще есть игра под названием Рэндзю, которая является усложненным аналогом крестиков-ноликов. Придумали ее в Древнем Китае, но позднее ее возродили в Японии. Как еще развить логику у подростка или взрослого человека? Попробуйте такие игры, как Шашки Го и Гомоку.

Во все перечисленные игры нужно играть с партнером, но сегодня, когда у всех есть интернет, с этим не должно быть проблем. Для развития логического мышления можно скачать компьютерную версию любой из этих игр, и проводить так свой досуг по вечерам, совмещая приятное с полезным.

Приложения для смартфонов

Мобильные устройства прочно закрепились в нашей жизни. Вместо бездумной игры в бессмысленные игры, лучше скачать и установить несколько реально полезных приложений на развитие логики. Существуют даже обучающие программы с тренировками и экзаменами, чтобы контролировать собственный прогресс.

Телефон всегда с нами, поэтому вы сможете тренироваться в любой момент, когда появится свободная минута. Чтобы найти подходящие развивающие игрушки, просто воспользуйтесь поиском на Google Play или App Store. Вы удивитесь многообразию приложений на логику.

Иностранные языки

Свежая информация, которую воспринимает головной мозг взрослого человека или ребенка, активизирует его активность. Изучение иностранного языка вынуждает мыслить логически, стараясь подбирать ассоциации при сравнении незнакомой речи с родным языком.

В сети можно найти онлайн-курсы или видео-уроки, а также существуют приложения для смартфонов. Можно также записаться в реальную школу, регулярно посещая проводимые в ней уроки. Таким образом, можно убить двух зайцев: изучить новый для себя язык и развить логику. Главное в этом деле – это регулярность, поэтому не ленитесь и не пропускайте занятия.

Логические головоломки

Известно, что математика развивает логическое мышление, а также этому способствуют всевозможные головоломки. Их существует огромное множество на любой лад, так что выбирайте, что понравится:

  • Механические. К ним относят змейку и кубик Рубика, а также пятнашки и множество других реальных игр, продаваемых в том числе в детских магазинах.
  • С предметами. В интернете вы найдете много головоломок с монетами, спичками и другими предметами.
  • Печатные. К ним относят японские кроссворды, ребусы, судоку, шарады и многое другое. Продаются даже целые журналы с этими головоломками, в которых публикуются задания для развития логического мышления.
  • Математические. Существуют разные математические задачки, в том числе для школьников 5-7 лет и детей дошкольного возраста. Их количество огромно, а найти их можно без труда в интернете.

Мы преимущественно рассмотрели, какие игры развивают логику у взрослых людей, но также отдельно хотим остановиться на детях.

Советский тест на логическое мышление

Методика, которая не похожа на все вышеперечисленные. Вам будет представлена одна черно-белая картинка, на которой изображены туристы на природе. К картинке прилагается 12 вопросов. Чтобы ответить на них, нужно внимательно рассмотреть изображение и применить логику.

Например, у вас спросят, давно ли мужчины занимаются туризмом, судоходна ли река поблизости, долго ли будет сохнуть белье на веревке. Легкой методику точно не назовешь. Чтобы ответить на все вопросы, нужно владеть не только логическим мышлением, но и хорошей эрудицией. Усложняет задачу и не очень хорошее качество изображения. Но проходить его очень даже интересно. Жаль, в конце нет пояснений к ответам.

Можно ли развивать логическое мышление взрослым

Можно и даже нужно. Мир меняется очень быстро, и со старым «багажом» знаний бывает трудно что-то взвешенно обдумать. Многие полагают, что полученных в школе или вузе основ будет достаточно, но это не совсем так.

Главное – победить собственную лень. Да, нам не хватает времени, и тратить свободные минуты на развитие согласится не каждый. Между тем ничего сложного здесь нет.

Здесь не придется часами сидеть над книгами или отказываться от общения с родными или друзьями: многие логические упражнения можно проводить в компании.

Знаете ли вы? Многие помнят кубик Рубика, пик популярности которого пришелся на 80-е годы прошлого века. Придуманная венгерским скульптором игрушка была настолько распространенной, что в 80-83 годах ХХ века издавался даже официальный бюллетень, целиком посвященный кубику.

Что такое логика?

Действие логических преобразований в уме выделяется как тип мышления. В этом случае логика представляет собой процесс во времени, то, как разум выстраивает связи между реальными предметами. Такие связи более устойчивы и предметны, чем те связи, которые образуются в рамках простого восприятия. Проводятся связи не только между отдельными явлениями реальности, но и между словами и целыми предложениями, которые представляют собой графический образ мысли.

Кроме этого, логика причастна к созданию абстрактных понятий.

Понятие – это абстрактная сущность, оно объединяет сразу несколько объектов (или предметов реальности). Содержанием понятия становится обобщенный признак, который проявляется в разной степени у всех этих объектов.

Например, в понятие «живой организм» могут входить растения и животные, которых объединяет наличие органических азотистых соединений (нуклеиновых кислот). Далее, в понятие «растения» входит любое растение (роза, папоротник, елка). Затем эту цепочку можно разложить на конкретных представителей рода – «цветковые», «водоросли», «мхи». Таким образом, понятия низкого уровня поднимаются в результате обобщения к более высшим. Например, к понятию «жизни» вообще, на основе понятий «воссоздания себя» и «обмена энергии».

Такая многоуровневая иерархия понятий образует систему упорядоченных знаний, любое явление на своем месте, как книги в библиотеке. В отличие от слова, оно не имеет четких границ смысла. Его невозможно передать одним каким-то словом. Но оно помогает лучше освоить информацию и то, о чем идет речь, исключает двусмысленность в обмене фактами и присуща только живому субъекту. Понятия формируются в рамках какой-либо специфической системы. Например, в рамках науки социологии есть понятия: «семья», «город», «общество» и так далее.

Получение абстрактных единиц и их связывание друг с другом начинается с двух главных логических операций – анализа и синтеза. Анализ – это разложение явления реальности, предмета или информации на элементарные единицы. В процессе определяется, из чего и как состоит объект, что лежит в его сущности, как соотносятся части целого между собой.

Синтез – это объединение различных элементов. Например, объединение двух объектов в одно понятие, либо соединение частей объектов для получения новой абстракции или модели реальности. Хорошим примером демонстрации понятия «синтез» может быть объединение всех сенсорных сигналов организма в один смысл, в компонент сознания. Однако, логика, как способность разума, занимается объединением уже готовых смыслов в суждения, а суждения в умозаключения. Хотя по своей природе мозг (разум) стремится объединять все в целостную картину сознания и только логика помогает достичь правильности её восприятия.

Логика занимается поисками истинного знания, отождествлением правильных представлений о реальности с положением дел в мире.

Важность развития вербально логического мышления у детей

Развивать вербально логическое мышление у дошкольников нужно потому, что скоро дети приступят к учебе. С первых дней они будут изучать предметы, основанные на логике, и неподготовленным детям придется очень трудно.

Неразвитое вербально логическое мышление мешает усваивать знания, приводит к неумению выразить свои мысли, препятствует установлению нормальных контактов с учителями и другими детьми. Именно поэтому так сложна адаптация в нашем обществе глухонемых. Они ходят в специальные школы, их обучают по специальным методикам, у них даже есть свой язык.

Для того чтобы помочь ребенку, можно:

  • попросить его пересказывать мультфильмы;
  • сочинять вместе с ним сказки;
  • решать вместе с ним простые задачки на логику;
  • разгадывать загадки;
  • попросить его объяснить значение пословиц и поговорок.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector